Год Пресвятой Девы Марии — Матери Слова Божия, начавшийся в условиях самоизоляции, приносит первые плоды. Мы снова открываем для себя, что отправной точкой для любых начинаний и вопросов, которые мы обсуждаем в семье или общине, должно быть Слово Божие, пережитое на опыте и возвещаемое другим людям. Сегодня для нас один из главных вызовов — развивать в наших приходах, семьях и других группах устойчивую практику чтения Священного Писания и размышления над ним. И я надеюсь, что вы станете главными героями этого важнейшего дела.
Пандемия заставила нас серьёзно пересмотреть пастырские инициативы наших общин, по крайней мере, на ближайшие месяцы. Найти адекватный ответ на стоящие перед нами вызовы можно только вместе. Поэтому в новом пастырском году я призываю всех вас продолжить диалог о жизни наших общин в перспективе более активного и вовлечённого участия всех верующих в жизни и миссии Церкви. Эта дискуссия может быть не такой формальной и организованной, какой она была, когда мы готовились к пастырской конференции в прошлом году. Сейчас я предлагаю вам самим более активно определять формат и темы этой дискуссии. В этом послании я хотел бы предложить несколько вопросов, о которых стоит помнить, когда мы соберёмся — лицом к лицу или удалённо, — чтобы размышлять о нашей жизни. Но я уверен, что от плодов этой работы зависит, какой будет завтра наша Церковь. Тем более что такое направление обсуждения полностью соответствует тому, чем живёт и дышит Вселенская Церковь, как свидетельствует недавний документ Святого Престола о жизни приходов «Пастырское обращение приходской общины на служении евангелизационной миссии Церкви».
Я вижу, что в результате начавшегося диалога наша поместная Церковь сделала небольшой, но заметный шаг вперёд — прежде всего, в том, что касается желания более глубоко и зрело жить своей верой и передавать её. Плодами этого стали конкретные инициативы, такие как распространение библейских кружков, открытие года, посвящённого Слову Божию, создание епархиального молодёжного центра и музея, готовность настоятелей и прихожан развивать новые удалённые формы совместной молитвы и общения, попытки осмыслить и развивать «десятину» и другие формы самофинансирования приходов. В условиях невозможности регулярного участия в богослужениях наши верующие стали чаще и внимательнее слушать и читать Слово Божие. Всё это — проявления творческого послушания и инициативы в адаптации к новым условиям.
Какой опыт мы приобрели за прошедшие месяцы? Какие проблемы возникли? Какие новые инициативы могут занять постоянное место в нашей жизни? Какая конкретная помощь нужна нашим верующим и семьям в чтении Священного Писания и размышлении над ним?
Главный способ свидетельствовать о Христе — это любовь
«О Дева Мать, дочь Своего же Сына»: этими словами начинается последняя песнь «Божественной комедии» Данте, знаменитый гимн Богородице. Девство и материнство Марии отражают природу Пресвятой Троицы и способ сообщения этой природы — любовь. Любовь — это, прежде всего, стремление к благу каждого, кого посылает нам Господь. Любовь не стремится решить «в целом» проблемы бедности, миграции или войны; любовь ищет способ помочь конкретному человеку — старику, нуждающемуся, беженцу. Любовь заставляет нас отказаться от ненависти к другому, потому что этот другой — сам Христос: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,34-40).
Во время пандемии эта конкретность любви заключается в том, чтобы пожертвовать своими привычками и потребностями, иногда даже насущными, ради жизни и здоровья других людей. Сегодня, когда кажется, что опасность несколько отступила, а меры безопасности смягчены, будем помнить о том, что забота о ближних — это вопрос не принуждения, а любви. Мы любим в той мере, в какой со смирением принимаем конкретную ситуацию как возможность быть для других людей источником блага, а не опасности и тревоги.
Насколько мне удаётся принимать существующие ограничения и меры безопасности в нашей церковной жизни как конкретные проявления любви и заботы о безопасности других людей?
История отношений Бога с человеком — это история личной встречи
Через молитвенное общение с Богородицей мы входим в тайну любви Бога, которую можно, наверное, сравнить только с любовью отца и матери (ср. Пс 27,10; Ис 66,13). Бог любит Своих детей не «вообще», а конкретно: Он любит меня, тебя, её, его и каждое Своё дитя! Чтобы поделиться опытом такой любви, нужна встреча. Папа Франциск говорит, что лучше посмотреть в глаза нищему и ничего не дать, если дать нечего, чем подать милостыню, глядя в другую сторону.
В этих личных встречах за внешней канвой скрыто главное: в них мы переживаем новое рождение, новое сотворение личности, пребывающей в отношениях с Богом: «Уже не я живу, а живёт во мне Христос, в Котором сотворено моё «я», Который любит меня и отдал Свою жизнь за меня» (ср. Гал 2,20).
Чтобы заново открыть, новыми глазами увидеть мужа, жену, детей, друзей или коллег, чтобы вновь обрести смысл работы и учёбы, чтобы не терять времени и не поддаваться унынию и цинизму, одним словом, чтобы не потерять надежду, нам нужна новая встреча Христом, воскресшим и живым!
Как сделать так, чтобы наша встреча с Христом в Церкви не забывалась, не уходила в прошлое, но, напротив, продолжалась и происходила сегодня?
Мария — образ материнства Церкви
Во время пандемии я вспоминал начало своего служения в Сибири, больше 25 лет назад. Тогда меня поразили рассказы некоторых бабушек о том, как они многие годы жили без таинств, но не без Христа, и смогли передать свою веру детям и внукам.
В послании, посвящённом Церкви в Амазонии, Папа Франциск подчеркнул роль женщин в возвещении Евангелия: в этом регионе также есть общины, которые на протяжении десятилетий сохраняли и передавали веру, хотя ни один священник не появлялся там много лет. Общины сохранились благодаря сильным и щедрым женщинам, которые, движимые Святым Духом, крестили, катехизировали, молились и действовали как миссионеры. Веками женщины поддерживали Церковь в этих местах благодаря своей замечательной преданности и глубокой вере. Это призывает нас по-новому посмотреть на Церковь и увидеть, что она не ограничивается своими функциональными структурами. Женщины вносят свой особый вклад в жизнь Церкви, подражая Пресвятой Богородице.
Исходя из вашего опыта, что вы можете предложить для того, чтобы роль женщин в наших общинах была воспринята и оценена по достоинству?
Мария свободно отвечает воле Божией
Через свободное «да», через согласие принять возвещённую архангелом Гавриилом весть жизнь Богородицы становится подражанием Тайне Пресвятой Троицы. «Да», сказанное Ею в совершенной безвестности, стало самым большим вкладом в жизнь мира и каждого человека. Свободный ответ Богородицы показывает, что Она уважает свободу Бога, Который в Своей безмерной любви призывает человека сотрудничать с Ним в деле спасения: «Бог, сотворивший тебя без тебя, не спасет тебя без тебя» (Св. Августин Гиппонский, Sermo CLXIX, 13).
Как важно постоянно подчеркивать эту личную ответственность верующего человека! Воспитание ответственности невозможно без драмы принятия своей свободы. Подобно тому, как Мария была воспитуема Словом Божиим, и мы должны неустанно просить Бога, чтобы Он воспитывал в нас сознание нашей свободы через принятие ответственности.
Как происходит это воспитание в наших семьях и приходах? Возросло ли в нас осознание ответственности за свою судьбу и за людей, окружающих нас?
Надежда Марии рождается из любви
Центром жизни Богородицы была тайна Бога; в этой тайне Она открывала для Себя неисчерпаемый источник любви. Любовь Пресвятой Троицы позволяла Марии жить и поступать так, что Её вера становилась любовью в действии и поддерживала Её надежду в самых трудных обстоятельствах. Поэтому Данте называет Богородицу живым родником надежды (Рай, XXXIII, 10-12). Мне также вспоминаются стихи итальянской поэтессы Ады Негри:
Боже, Ты, Кого я всегда любила, —
теперь я люблю Тебя, зная
об этом; и несказанная уверенность,
что всё было справедливо, даже страдание,
что всё было благо, даже моё зло,
что всем для меня был Ты и остаёшься,
меня наполняет дрожью радости большей, чем смерть.
Надежда бросает вызов глубокому отчаянию, которым охвачен человек.
Что поддерживает вашу надежду? Каким образом вы переживаете милосердие Бога и живёте им в отношениях с другими людьми, ближними и дальними?
Принадлежать Богу для Марии означало принадлежать Его народу. Её история погружена в историю избранного народа и его чаяния. Точно так же и в нашей жизни замысел Божий исполняется через нашу связь с народом Божиим, через переживание солидарности с другими, с теми, кого посылает нам Бог. Если мы осознаем, что принадлежим Богу через общину Церкви, и посвятим себя Ему через служение Церкви, наша жизнь, жизнь наших семей и общин преобразится.
Чего нам не хватает для переживания этого внутреннего единства с другими членами нашей общины, епархии, Вселенской Церкви?
Любить — значит разделить судьбу другого
Милосердный самарянин не просто оказал помощь человеку, попавшему в беду, но взял на себя заботу о нём на определённое время. Разделить жизнь с другим — значит утверждать его, а не себя. «Когда помогаешь нищему, просящему милостыню, — говорит Августин, — возможно, ты желаешь показать себя выше его, великодушным. Попробуй, наоборот, желать, чтобы он стал равным тебе» (ср. Толкование на Первое послание Иоанна, VIII, 8-9).
Это также помогает нам понять, как тяжко мы грешим, когда сплетничаем, получаем удовольствие, выставляя напоказ раны другого человека и тем самым внося раздор в общину. Хуже того — когда клевещем на кого-то в присутствии детей.
Дети, раненые и сломленные люди, грешники были более желанны Иисусу, чем самоуверенные «приличные» люди. Предатель Пётр, женщина с дурной репутацией, ненавидимый всеми сборщик налогов — они стали первыми благовестниками.
Какие инициативы для сопровождения и заботы о ближних существуют в наших приходах и общинах? Что мы предлагаем семьям, больным, одиноким людям? Какие новые возможности для этого мы открыли за время пандемии? Насколько мы умеем ценить подлинные таланты людей, а не внешнее благочестие?
Вершина любви — радость прощения
Бывают ли ситуации, когда прощение — это ошибка? Бывает ли, что не простить будет правильно? Никогда! Прощение — это высшая радость на земле и на небесах: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15,7).
Радость — божественный дар, который напоминает нам о нашем небесном доме, но также о необходимости принимать трудности на пути к нему. Поэтому радость во Христе — это самое убедительное свидетельство о Нём. Но этот опыт неразрывно связан с болью, страданием, смертью. «Мир: кто испытал его, тот знает, что радость и страдание составляют в нём равные доли. Я жив, на смертном пороге, и необъяснимая радость во мне!» — эти слова Поль Клодель вкладывает в уста одного из героев пьесы «Извещение Марии». Подобная радость рождается только в отношениях с Христом.
Нашли ли вы эту радость в общине Церкви и умеете ли делиться ей с другими?
Святое Семейство как парадигма общины
В центре семьи Марии и Иосифа пребывает Христос — и это образ того, чем должны быть наши общины. Община — нечто большее, чем просто совокупность многих индивидуумов; она — измерение каждой личности. Быть в общине — значит позволять Богу учить нас принимать других в их инаковости, учиться подлинной дружбе, учиться терпеливо переносить испытания.
Из итогов обсуждения жизни наших общин родилось предложение создавать внутри приходов небольшие группы, «братства», которые могут быть объединены по принципу общего служения, возраста, интересов или места проживания. Во время пандемии стало очевидно, что именно такие малые группы могут позволить прихожанам более активно и плодотворно помогать друг другу и приходу. Тем не менее, это предложение не нашло почти никакого отклика.
Считаем ли мы, что это нереально?
Прекрасно, когда родители вместе с детьми участвуют в Святой Мессе, и нужно сделать всё возможное, чтобы помочь им в этом. Но не менее важно, чтобы семья умела проявлять свою веру дома, собираясь для совместной молитвы и взаимного свидетельства. Сейчас, когда участие в воскресной Мессе может быть объективно невозможным, очень важно, чтобы семьи, как и все верующие, не превращались в пассивных «зрителей» трансляции литургии, но умели организовать достойную совместную молитву.
Какие инициативы могут помочь воспитывать в нас подлинное чувство общины? Каким был ваш опыт жизни в общине (или вдали от неё) и совместной молитвы во время пандемии?
Святое Семейство — семья мигрантов
Как некогда Иосиф и Мария были вынуждены покинуть свой дом, спасаясь бегством, так и сегодня множество людей снимаются с места, чтобы обеспечить себе и своим детям лучшее будущее. Каждый год немало наших верующих переезжает из других регионов в большие города — Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Нечто подобное происходит также в Пермском крае и в Калининградской области, куда переселяются семьи из Сибири и Казахстана. Чаще всего это молодые люди, но нередко бывает, что и пожилые вынуждены покидать свои дома и переезжать.
Что мы делаем для того, чтобы принимать, сопровождать и интегрировать этих верующих в наши общины?
Дорогие братья и сёстры!
Пусть Господь направляет наш путь и нашу пастырскую деятельность. Примите моё благословение на предстоящий пастырский год — во имя ✠ Отца, и ✠ Сына, и ✠ Святого Духа.
✠ Архиепископ Павел
Из Москвы, 8 сентября 2020 г.,
в Праздник Рождества Пресвятой Девы Марии
***
Фото Ольги Хруль