26 сентября — День памяти Святых Космы и Дамиана
Покровители хирургов и трансплантологов, заступники христианских супругов, бескорыстные служители бедных и страдающих они и сегодня, через тысячу семьсот лет после мученической кончины удивительно современны в нашем мире, которому также как и во времена их земной жизни необходимы вера и любовь.
Эти братья-близнецы, убитые в 303 г. в Киликии, на окраине Римской империи, за то, что были христианами, были и остаются одними из самых известных и широко чтимых святых христианского мира. Об их жизни известно совсем немногое. Они родились в Аравии, происходили из знатной семьи, вероятно, рано потеряли отца, исповедовали христианство, изучали медицину в Сирии и преуспели в этой науке настолько, что их успех на этом поприще часто казался чудом, и они никогда не брали платы с пациентов. Именно это последнее обстоятельство послужило для многих подтверждением истинности учения, которое они исповедовали, и побудило многих стать, как и Косма и Дамиан, христианами. Они жили и практиковали как врачи в Эгее, городе в Киликии, и во время гонений Диоклетиана, в 303 г. по приказанию Лисия, правителя Киликии, были арестованы, обвинены в чародействе и, стойко претерпев все мучения и сохранив верность Христу, были обезглавлены. (Чрезвычайно популярное в Средние века житие святых, написанное Яковом Ворагинским, повествует, что пытки и истязания, применённые к мученикам не причиняли им никакого вреда – их пытались утопить, сжечь, распинали и избивали, но они оставались невредимы – и что, хотя сам их преследователь, Лисий, был ими исцелён, он, несмотря на сделанное ему добро, всё же распорядился зарубить близнецов и вместе с ними троих их младших братьев мечами). Их тела перенесли в Сирию и похоронили в Кире. Их почитали при жизни, и это почитание продолжилось и после их смерти, как это и обычно бывало с мучениками. Однако в случае с Косьмой и Дамианом это почитание не осталось почитанием внутри поместной сирийской Церкви, но стало быстро распространяться, сначала на Востоке, а потом и на Западе. Так как на Востоке поместные Церкви чтили святых как местных, каждая в свой день, постепенно утратились подлинные сведения об их жизни, и появились три варианта их жизнеописаний, которые помещали святых братьев в разные времена и города, сохраняя неизменными такие обстоятельства как родство (братья-близнецы), профессиональную принадлежность, бессеребреничество и мученическую кончину. В результате этого, в Восточной традиции память этих святых празднуется трижды, как троих разных братьев-близнецов, врачей и бессеребренников – Космы и Дамиана Асийских (память 1 ноября), Космы и Дамиана Римских (память 1 июля) и Космы и Дамиана Аравийских (память 17 октября).
На месте их погребения императором Юстинианом, излечившимся по заступничеству святых от смертельной болезни, была воздвигнута базилика в их честь. Он же распорядился перенести их мощи в Константинополь, где также был выстроен храм в память о них, привлекавший множество паломников, ищущих их заступничества. Здесь по молитве святых совершилось много чудесных исцелений. Храмы во имя святых врачей-бессеребренников были построены в Иерусалиме, в Каппадокии, в Панфилии и в Эдессе.
На Западе культ святых Космы и Дамиана был не только известен, но и широко распространён уже в VI в. В первые десятилетия VI в. папа Симмах воздвиг в их честь ораторий возле базилики Санта Мария Маджоре. Спустя совсем немного времени, в 30-е гг. VI в. папа Феликс IV построил базилику во имя святых братьев на месте полученного в дар от королевы готов Амаласунты здания языческого храма Ромула. На мозаике, помещённой в конхе апсиды этого храма, апостолы Пётр и Павел подводят святых мучеников Косму и Дамиана к Христу-судии. За святыми следуют строитель базилики – папа Феликс IV и император Теодорих, отец королевы Амаласунты. Надпись, сохранившаяся до наших дней, возвещает, что храм посвящён двум мученикам, врачам с Востока. День празднования их памяти в Западной Церкви, предположительно, приходится на дату освящения базилики. Имена Космы и Дамиана включены в канон Мессы – святые стали последними, кто удостоился этой чести. О чрезвычайной популярности святых Космы и Дамиана можно судить и по тому, что в древней и средневековой Церкви многие монастыри и многие города имели свои праздники в их честь – культ святых врачей, не бравших с пациентов платы, распространялся в Европе с удивительной скоростью. Храмы, посвященные святым Косме и Дамиану, возникали во Франции, Германии, Бельгии. Жизнь, мученическая смерть и чудеса святых вдохновляли множество великих художников – фра Беато Анжелико, фра Филиппо Липпи, Гирландайо, Роже ван дер Вейдена. И повсюду, обращавшиеся к ним с просьбой о заступничестве страдальцы, в особенности, бедняки, обретали исцеление. Сохранилось множество средневековых хроник, описывающих чудеса, совершившиеся по их заступничеству, самое знаменитое из которых, согласно Аугсбургской хронике, состояло в том, что больному, страдавшему от невыносимой боли в ноге явились во сне святые и пересадили ему здоровую ногу только что умершего в этом городе мавра. Проснувшись, больной ощутил, что боли в ноге прекратились, а сама она стала чёрной, но при этом, совершенно здоровой. В то же самое время, пришедшие на похороны мавра увидели, что у него отрезана одна нога.
О популярности святых Космы и Дамиана во всём христианском мире можно судить по тому, как много церквей построено во их имя, как часто их имена встречаются на географической карте, по тому, сколько городов считают их своими святыми покровителями, сколько людей носят их имена. Почему эти два святых близнеца, живших почти две тысячи лет назад, пользуются такой любовью и уважением?
Мы все отлично знаем, что для христианина хорошо не стремиться к богатству, что богатому также трудно войти в Царствие Небесное, как верблюду пролезть через игольное ушко, но, хотя нестяжание, казалось бы, не самый трудный для исполнения евангельский совет, всё же, во все века его исполнение, считалось неопровержимым признаком святости. Хотя бы потому, что для следования ему требовались и требуются постоянные усилия. Готовность отдавать, бескорыстно делиться, не ожидать материальной награды за помощь, как и во времена первых христиан, не меньшее свидетельство веры, чем смерть ради Христа, и наш, на первый взгляд, благополучный современный мир, где мы утешаем себя тем, что о бедных позаботятся благотворительные организации и государственные учреждения, что бездомным и нищим можно стать только по собственной вине и что даже самое малое наше усилие должно быть всегда оплачено (ведь это справедливо!), как никогда нуждается в свидетельстве бескорыстия. Любовь больше справедливости, и не поэтому ли бескорыстие двух «врачей с Востока» Космы и Дамиана, и их способность жертвовать своими интересами также сильно притягивают нас сегодня, как притягивали язычников древней Киликии, пробуждая в них желание во всём быть похожими на святых братьев? Покровители хирургов и трансплантологов, заступники христианских супругов, бескорыстные служители бедных и страдающих они и сегодня, через тысячу семьсот лет после мученической кончины удивительно современны в нашем мире, которому также как и во времена их земной жизни необходимы вера и любовь.
Анна Кудрик, официальный сайт Архиепархии Божией Матери в Москве