Католический Приход «Мария - Царица Мира»

Местная католическая религиозная организация Приход «Мария - Царица Мира»
Римско-Католической Церкви в г. Березники Пермского края

Сегодня 23 марта — День памяти Святого Турибия из Монгровехо

Сегодня 23 марта — День памяти Святого Турибия из Монгровехо

Святой Турибий из Монгровехо был канонизирован Папой Бенедиктом ХIII в 1726 году. Миссионер и евангелизатор, он почитается покровителем епископов Латинской Америки.

Святой Турибий из Монгровехо родился в знатной испанской семье в Майорге (Вальядолид) 16 ноября 1538 (по некоторым источникам 1536) года и не думал о духовном призвании. Он обучался гуманитарным наукам в Вальядолиде, потом в знаменитом Саламанкском Университете, где изучал право, показывая блестящие успехи. Затем, 6 октября 1568 г. он получил степень лиценциата канонического права в Университете Сантьяго де Компостелла и готовился к докторату, когда в декабре 1573 года король Испании Филипп II назначил его главным судьёй церковного суда в Гранаде. В этом качестве он стал бывать при дворе, и король увидел в нём подходящего кандидата на занятие кафедры епископа Лимы, которая к тому времени оставалась вакантной в течение уже нескольких лет после смерти епископа Херонимо де Лойаса.

Король Испании обладал особой привилегией выбирать кандидатов на занятие епископских должностей в Испании и испанских колониях, поэтому он обратился к Турибию с предложением стать епископом. Сначала Турибий отказался от епископства, отчасти из природной скромности, отчасти потому, что был мирянином и видел противоречие нормам канонического права в том, чтобы стать епископом без прошествия определённого законом периода времени, после рукоположения во священника. Однако король остро нуждался в надёжном и честном человеке в Лиме, и Турибий, будучи человеком долга, согласился с назначением. По просьбе короля Папа Григорий ХIII дал разрешение в этом отдельном случае не учитывать требования канонического права, и в течение 1579 года епископом Севильи Христофором де Рохасом Турибий был рукоположен во священника, а затем, в епископа. Сразу же после епископской хиротонии, в августе, новый епископ отплыл к берегам Нового Света, куда прибыл весной следующего года, совершив после длительного плавания трудный переход в 970 километров от места высадки на берег до Лимы, где располагалась епископская кафедра.

Назначение епископом в Лиму ни в коем случае нельзя было считать началом сколько-нибудь значительной карьеры с точки зрения светского человека. Перу, часть империи инков, только что присоединенная к испанской короне, была очень неспокойным и ненадёжным местом, где власть короля была условной, где происходили частые восстания, грозящие перерасти в гражданскую войну, причём восставали не только покорённые конкистадорами индейцы, но и бывшие солдаты испанской армии, недовольные распределением захваченных земель и богатств, или просто политической линией, проводимой властями. Конкистадоры, а отнюдь не король и не Церковь чувствовали себя здесь хозяевами.

Как и везде, на завоеванных территориях велась деятельность по христианизации коренного населения, не слишком успешная, поскольку завоеватели, призванные нести идеи христианства, нередко выступали главными притеснителями обращаемого народа и больше интересовались богатствами страны, нежели спасением душ её обитателей. В Чили и Перу действовала система «энкомьенда» (буквально – «попечение»), при которой испанские колонисты получали право использовать труд индейцев, населявших, полученную ими землю, отвечая при этом за своевременную уплату ими налогов в казну и обращение их в христианство. Можно себе представить, как действовали и о чём в первую очередь заботились эти неопытные и часто малообразованные люди, преследовавшие совершенно иные цели и попавшие против воли в положение катехизаторов.

Долгий путь до Лимы стал своеобразным прообразом будущего епископства Турибия из Монгровехо. Этот путь он прошёл преимущественно пешком, просвещая и крестя по дороге местных жителей. В течение последующих 25 лет своего пастырского служения в Латинской Америке св. Турибий трижды совершал пастырскую визитацию, обходя, преимущественно пешком, все приходы своей епархии, занимавшей огромную территорию в 450000 квадратных километров, нередко совершенно один среди дикого леса, постоянно рискуя погибнуть от нападения диких зверей, стихии, голода и жажды, или тропической лихорадки. Его первая пастырская поездка заняла семь лет, последующие соответственно пять лет и четыре года.

Став епископом Турибий де Монгровехо не перестал быть ни учёным, ни юристом. Оказавшись в Латинской Америке, он сразу же начал изучать язык индейцев кечуа – самой многочисленной народности в этой части Америки, а также местные диалекты, чтобы иметь возможность говорить с индейцами о Боге на их родном языке и обращать их не силой и не страхом, а убеждением и примером. В дальнейшем, по инициативе епископа Лимы были изданы Катехизис и молитвенник на языке кечуа, языке аймара, а также на языках народов Африки. За годы его правления было построено множество школ для коренного населения, а также первая в Новом Свете семинария.

Будучи юристом, он добивался торжества справедливости и соблюдения законов в отношении всего населения, не боясь вступаться за права индейцев и креолов, открыто выступая против представителей власти, если считал, что они поступают против закона и совести и настаивал на том, что перед законом все равны, независимо от богатства и знатности. Он знал, что находится здесь для того, чтобы вести людей к Богу, защищать бедных и страдающих, а не для того, чтобы нравится губернаторам. По свидетельству его биографов он обратил более миллиона индейцев, в том числе тех, кто формально был крещён, но, по сути, оставался язычником. Среди его духовных детей были святая Роза Лимская и Мартин де Поррес.

В своей пастырской деятельности св. Турибий опирался на укреплённые и обновлённые им церковные структуры. За время его епископства трижды собирались епископские соборы, тринадцать раз епархиальные синоды и состоялся Третий Поместный Собор Католической Церкви, на котором, в числе прочих, обсуждались вопросы евангелизации индейцев, и многие решения этого Собора оставались актуальными вплоть до Второго Ватиканского Собора. Своим личным примером он воспитывал новое духовенство, знающее язык и культуру индейцев, уважающее их человеческое достоинство, заботящееся о своих духовных детях, живущее их повседневной жизнью.

Умер святой Турибий в возрасте 68 лет от тропической лихорадки, которой заболел во время последнего из своих миссионерских путешествий в городке Пакосмайо, но продолжал работать. Он часто повторял, что время не принадлежит нам, и мы должны ценить его и дать ответ за то, на что его потратили. Болезнь не заставила его отменить очередную поездку, умирающий, он успел добраться до Сана, где принял последнее причастие, после чего умер почти сразу же под пение псалма, в Великий Четверг 23 марта 1606 г. Всё своё имущество он оставил бедным.

Святой Турибий из Монгровехо был канонизирован Папой Бенедиктом ХIII в 1726 году. Миссионер и евангелизатор, он почитается покровителем епископов Латинской Америки.

Анна Кудрик, статья официального сайта Архиепархии Божией Матери в Москве