О святом Иосифе достоверно известно немногое. Конечно, сведения о нём, часто противоречивые, сохранили для нас многочисленные апокрифы, легенды и предания, например, широко известное апокрифическое евангелие «История Иосифа-плотника» или трогательная средневековая легенда, в которой повествуется о том, как Иосиф участвовал в состязании с другими претендентами на руку Девы Марии и победил их всех. Но уверены мы можем быть только в том, что говорится о нём в Новом Завете.
Итак, мы знаем, что он был женихом Марии, когда Архангел Гавриил принёс Ей известие о том, что Она избрана стать матерью Спасителя. Что он происходил из рода царя Давида, но был небогат и зарабатывал на жизнь ремеслом плотника. Евангелие говорит нам о том, что узнав о беременности своей невесты, он, хотя и был уверен в её падении, всё же не хотел предавать её суду, который по иудейскому закону приговорил бы её к смерти, и, несмотря на то, что рисковал своим добрым именем, думал тайно отпустить её и, таким образом, спасти жизнь и матери, и младенцу. Несомненно, Иосиф был человеком добрым и благородным. Даже сейчас, в век свободных нравов, найдётся немного мужчин, способных в момент разочарования в любимой женщине отнестись к ней с таким сочувствием и заботой. Но он был не только добрым человеком, но и человеком глубокой веры, потому что когда во сне ему явился Ангел, открывший Иосифу тайну Марии, он, подобно ветхозаветным пророкам принял волю Бога и начал действовать сообразно ей, показав тем самым, что принадлежит к редким людям, для которых истина важней собственной правоты и собственных амбиций, то есть к тем, кого принято называть мудрецами. Из Евангелия мы знаем, что он был рядом с Марией, когда ей настало время родить и что, когда Младенец оказался в опасности, он действовал быстро и решительно, как и должно действовать мужчине и отцу семейства, а когда опасность миновала, вернулся с Марией и наречённым сыном в Назарет и трудился для Младенца и Его Матери.
Вновь Евангелие говорит об Иосифе спустя двенадцать лет, после событий, связанных с Рождеством. Евангелист Лука описывает в нескольких словах ежегодное паломничество Святого Семейства в Иерусалим, исчезновение отрока Иисуса и Его обретение в Иерусалимском храме. И кроме этого, больше ничего. Только косвенное упоминание святого Обручника: «Не плотников ли Он сын?» – спрашивают друг друга в недоумении жители Назарета.
Можно предположить, что святой Иосиф умер до начала общественного служения Иисуса – в этом сходятся все его жизнеописания и, судя по тому, что он издавна считается покровителем благой смерти, кончина его была мирной. Восточная традиция утверждает, что его тело нашло упокоение в одном гробе со святыми Иоакимом и Анной – родителями Пречистой Девы Марии.
Фигура святого Иосифа привлекала к себе внимание многих Отцов Церкви – святого Иеронима, святого Августина Гиппонского, святого Амвросия Медиоланского, но его почитание сложилось значительно позднее – к IX-X веку. На Востоке культ святого Иосифа возник раньше всего в Коптской Церкви. Византийская Церковь вспоминала святого Иосифа вместе с предками Христа в последнее воскресенье перед Рождеством, 25 декабря вместе с Рождеством Христовым и волхвами, 26 декабря вместе с Богородицей, а в первое воскресенье после Рождества с царём Давидом и апостолом Иаковом Младшим. Сирийская Церковь с XIII века отмечала день объявления Ангелом Иосифу о Непорочном Зачатии Спасителя.
Первое прямое указание на празднование памяти святого Иосифа в Западной Европе относится к северной Франции. Здесь к началу IX в. стали отмечать праздник в его честь, причём он приходился на 19 марта и назывался, как и теперь, праздником святого Иосифа – Обручника Богородицы Марии. В последующие четыреста лет почитание святого Иосифа ширилось и возрастало.
Расцвету почитания святого Иосифа немало способствовали святой Бернардин Сиенский, выдающийся французский богослов Пьер д’ Элли и Жан Герсон, канцлер собора Нотр Дам в Париже, много сделавший для того, чтобы праздник в честь святого Иосифа распространился повсеместно. Именно он составил богослужебные тексты для этого праздника, первоначально отмечавшегося как память обручения или свадьбы Пресвятой Девы Марии с Иосифом.
С 1480 г. по распоряжению Папы Сикста IV праздник был распространён на всю Церковь. С 1621 г. Папа Григорий XV придал ему статус обязательного. С XVII века в некоторых странах, например, в Польше отмечался также праздник Обручения Иосифа с Марией – 23 января, бегства в Египет, в воскресенье накануне Великого Поста, праздник нахождения Иисуса в Иерусалимском храме, праздник смерти святого Иосифа, в третье воскресенье после Вознесения, праздник ожидания Рождества Господня, праздник Опеки святого Иосифа, в третье воскресенье после Пасхи. Обилие праздников, связанных со святым Иосифом, как и значительное количество храмов, обладавших его реликвиями, даёт очень ясное представление о популярности святого.
В 1870 г. Папой Пием IX святой Иосиф был провозглашён покровителем Церкви. Одновременно с празднованием памяти святого Иосифа 19 марта отмечался ещё один праздник, посвящённый Обручнику Богоматери, праздновавшийся кармелитами, считавшими святого своим покровителем, в третье воскресенье после Пасхи. Некоторое время (с 1847 года) он отмечался всей Церковью, но в 1956 г. был отменён, так как за год до этого был введен праздник святого Иосифа-Труженика 1 мая.
Святой Иосиф, почитается Церковью, как хранитель Церкви, потому что его заботам Бог доверил Своего Сына во время Его младенчества. Он так же является покровителем христианских супругов, отцов семейств, воспитателей, девственниц, сирот, плотников, краснодеревщиков, ремесленников и всех людей труда. О размахе его почитания говорит множество посвящённых ему церквей во всём мире. Он является небесным покровителем Бельгии и Латинской Америки, Канады, Богемии, Франции. Его небесному покровительству Папа Иоанн XXIII поручил II Ватиканский Собор. В России под его патронат отдана Епархия святого Иосифа с центром в Иркутске.
Литургия этого дня называет святого Иосифа «…слугой верным и разумным, которого Господь поставил над домом Своим». Ему был доверен Сын Божий, он узнал тайну Боговоплощенья прежде всех других людей. Молчаливо и действенно он оберегал Христа, согревал холодной Вифлеемской ночью и берёг на трудном и опасном пути в Египет, в поте лица зарабатывал для Него кусок хлеба и, безмерно тревожась, вместе с Марией искал Его в Иерусалимском храме. Евангелия не сохранили ни одного сказанного им слова – только его дела – веру, преданность, доброту и отвагу. К заступничеству этого молчаливого, сильного и мудрого святого прибегаем сегодня все мы в надежде, что через его молитву Бог сбережёт Свою Церковь, как когда-то святой Иосиф сберёг Младенца-Христа.
Анна Кудрик,
статья официального сайта Архиепархии Божией Матери в Москве