Завтра, 19 июня — День памяти Святого Ромуальда
Пять монахов положили начало созерцательному Ордену камальдулов, две независимые Конгрегации которого сегодня насчитывают 182 братьев в 15 монастырях и 151 сестру, живущих, как и их предшественники, в молчании и отвлекающихся от молитвы только для дел милосердия.
Святой Ромуальд, отшельник, основавший первый камальдулийский монастырь, принадлежал к старинному итальянскому роду Онести. Он родился около 952 года в Равенне и, как утверждают многие его биографы, до двадцати лет мало чем отличался от других молодых представителей тогдашней элиты. Хотя всё же, вероятно, это не совсем так – будь он в точности таким, как большинство его окружения, он едва ли был бы так потрясён тем, что его отец, Серджо дельи Онести убил на дуэли своего родственника, ведь убийство на дуэли не считалось в то время в дворянской среде злодеянием. Тем не менее, это событие перевернуло всю жизнь юноши. Он удалился в монастырь бенедиктинцев Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне, как предполагается, чтобы молиться и нести покаяние за отца. Вначале у него не было уверенности в том, что монашество это его призвание. Может быть потому, что в Сан Аполлинаре ин Классе он не увидел того идеала чистой и праведной жизни, которого уже начинала искать его душа. Монастырь в Равенне, хотя и следовал формально бенедиктинскому уставу, и даже был незадолго до того реформирован в духе Клюни, не отличался строгостью нравов. После долгих размышлений Ромуальд всё же принял монашество, но отношения с общиной у юного идеалиста жаждущего духовных подвигов и строгой отшельнической жизни не складывались. Через три года молодой монах в сопровождении своего духовного наставника Марина покинул монастырь и поселился недалеко от Венеции. Оба монаха – молодой и старый стали вести жизнь еремитов – монахов-отшельников и вскоре, как это часто бывает, когда люди не ищут славы, снискали славу святых.
Авторитет их был так велик, что попавший в сложную ситуацию венецианский дож Пьетро Орсеоло I, пришедший к власти, в результате убийства своего предшественника, Пьетро Кандиано IV, обратился за советом именно к брату Марину и брату Ромуальду. Не было никаких доказательств того, что он прямо или косвенно виновен в убийстве, но император Оттон II угрожал ему местью. Жители Венеции оказались лицом к лицу перед опасностью стать заложниками столкновения между дожем и императором. Благодаря мудрым советам двух великих аскетов (один из которых, принадлежа к владетельному роду, не понаслышке знал, что такое превратности политики) дож принял поразительное решение – отказаться от власти и уйти в монастырь. Венеция была спасена, мир восстановлен. Сопровождаемый Марином и Ромуальдом, Пьетро Орсеоло отправился в Каталонию, где принял монашество в аббатстве Сан Мигель де Кукса. Этот монастырь отличался строгим уставом и тяготел к отшельнической форме монашества. Святой Ромуальд провёл в Каталонии около пяти лет, живя в скиту недалеко от аббатства, и возвратился в Италию. Здесь император Оттон III, наслышанный о святом образе жизни великого аскета упросил его стать аббатом того монастыря, в котором он некогда начинал свой монашеский путь – Сан Аполлинаре ин Классе, надеясь, что под таким духовным руководством жизнь монастыря удастся изменить в лучшую сторону. Однако, Ромуальду, к советам которого прислушивались венценосные особы (сам император серьёзно думал об уходе от мира после бесед с отшельником), не удалось исправить нравы монастырской братии. После безрезультатных попыток что-либо изменить, святой вновь уходит в пустыню. На протяжении тридцати лет он странствует по Италии, основывая скиты и уединённые обители, но его слава вновь и вновь привлекает к нему учеников и последователей, которые находят его, куда бы он ни удалился, в леса, болота или горы. Вновь он уходит, и вновь его настигают ученики. Он переходит из Переи в Валь ди Кастро, собирается даже уйти в далёкую Венгрию, но этому замыслу мешает тяжёлая болезнь.
В то время, отмеченное кризисом монашеской жизни, были известны два пути монашества – отшельничество, опирающееся на восточные традиции и киновийное, т. е. общежительное монашество, основу которого заложил святой Бенедикт Нурсийский. Святого Ромуальда привлекал строгий аскетизм жизни еремита, но, в то же самое время, он не мог не ощущать важности более характерной для Запада общежительной формы монашества. Наконец, в 1012 году, получив в дар землю в горах на высоте 1038 метров над уровнем моря, он основывает новую общину, соединяющую в себе оба эти направления. Пять келий окружают здание маленькой церкви, в каждой ведёт уединённую жизнь монах, встречающийся с братьями только во время общих богослужений. Из этой первой общины и вырос орден камальдулов, названный так по имени дарителя земли некоего Мальдоли. В кратком правиле, написанном святым для нового Ордена и состоящем всего из пяти пунктов, перечислено всё, что необходимо делать, чтобы достичь спасения:
Пребывай в своей келье, как в раю. Пусть весь мир будет позади тебя, забудь его. Наблюдай за своими мыслями, как хороший рыбак наблюдает за рыбой. Путь, которым ты должен следовать, есть в Псалмах, никогда не оставляй его.
Если только что пришёл в монастырь и несмотря на свою добрую волю ты не можешь до конца понять, что тебе нужно, используй любую возможность, чтобы петь псалмы в своём сердце и понимать их своим разумом.
И если твой разум рассеивается, пока ты читаешь, не сдавайся. Поспешно вернись и снова проникни разумом в слова.
Осознай прежде всего, что ты стоишь перед Богом и веди себя так, как ведёт себя человек, стоящий перед императором.
Опустоши себя полностью и пребывай в ожидании, довольствуясь Божьей милостью, как птенец, который ничего не пробует и не ест, кроме того, что ему приносит мать.
Всё написанное средневековым монахом тысячу лет назад удивительно актуально и сегодня, всё может быть применено христианином на практике, несмотря на то, что кажется, что мир со времён святого Ромуальда изменился до неузнаваемости. Однако, как бы не менялась жизнь вокруг нас, стремление постичь Слово Божие и положить его в основу своей жизни и предание себя всецело на волю Бога, остаётся надёжным путём к спасению.
Братья нового Ордена вели суровый аскетический образ жизни, ходили босиком, носили власяницу, ограничивались самой скудной пищей, давали обет молчания, просыпались среди ночи для молитвы. Сам святой Ромуальд в течение дня не ел ничего, кроме горсти гороха и половины маленького хлебца, подавая братьям пример сурового умерщвления плоти. Но и в этом монастыре он не остался.
Спустя некоторое время он покидает основанный им монастырь, как до этого покидал все другие монастыри, возникавшие вокруг его кельи, и возвращается в монастырь в Валь ди Кастро, где 19 июня 1027 года, как он сам некогда предсказал, ему предстоит умереть, одному, оставшись в последний час своего земного пути один на один с Богом, как и подобает отшельнику.
Почитание его могилы, как могилы святого возникло сразу после смерти, благодаря происходившим здесь чудесам. Однако и после смерти странствия святого Ромуальда не закончились. В 1481 году его нетленные мощи на плечах двух монахов совершили путешествие в Фабриано, в церковь Сан Бьяджо, где покоятся и сегодня.
В 1595 году Папа Климент VIII провозгласил Ромуальда святым.
Анна Кудрик, официальный сайт Архиепархии Божией Матери в Москве