Католический Приход «Мария - Царица Мира»

Местная католическая религиозная организация Приход «Мария - Царица Мира»
Римско-Католической Церкви в г. Березники Пермского края

Урок общего катехизиса — Молитва «Радуйся, Мария»

Урок общего катехизиса — Молитва «Радуйся, Мария»
В молитве Дух Святой соединяет нас с Ипостасью Единого Сына, в Его прославленном Человечестве. Через Него и в Нем наша сыновняя молитва приобщается в Церкви к Матери Иисуса.
После согласия, данного в вере при Благовещении и без колебания сохраненного у креста, материнство Марии простирается на братьев и сестер Ее Сына, «еще странствующих и находящихся в опасностях и тревогах» (LG 62). Иисус, единственный Посредник, есть путь нашей молитвы; Мария, Его Матерь и наша Матерь, в отношении Его совершенно прозрачна, т.е. через Нее мы явственно видим Христа, Она — «Указующая путь», «Знамение».

В этом исключительном содействии Марии действию Святого Духа берет начало развивающаяся в Церквах молитва к Святой Матери Божией, сосредоточенная на Лице Христа, явленном в Его тайнах. В бесчисленных гимнах и песнопениях, выражающих эту молитву, обычно чередуются две линии: одна «величает» Господа за «великие дела», которые Он сотворил для смиренной Рабы Своей и через Нее для всех людей (См. Лк 1, 46-55); другая линия вверяет Матери Иисуса моления и хвалы детей Божиих, ибо Она знает теперь человечество, которое в Ней сочеталось с Сыном Божиим.

Эти две линии молитвы к Марии находят особое выражение в молитве «Ave Maria».
«Радуйся, Мария». Приветствие архангела Гавриила открывает молитву. Сам Бог через посредничество Своего ангела приветствует Марию. Мы в своей молитве дерзаем повторить это приветствие, имея в виду, что Бог призрел на смирение Рабы Своей (См. Лк 1, 48), и возвеселиться той радостью, какой Он ликует о Ней (См. Соф 3, 17).

«Благодатная, Господь с Тобою». Две фразы ангельского приветствия поясняют одна другую. Мария исполнена благодати, потому что с Ней Господь. Благодать, которой Она исполнена, есть присутствие Того, Кто является источником всякой благодати. «Радуйся, Дщерь Иерусалима! (…) Господь Бог Твой среди Тебя» (Соф 3, 14. 17). Мария, Которая становится обителью Самого Господа, — это Сама Дочь Сиона, Сам ковчег завета, то место, где обитает слава Божия; Она есть «скиния Бога среди людей» (Откр 21, 3). «Благодатная», она полностью предана Тому, Кто вселяется в Нее и Кого Она готовится дать миру.

«Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус». Повторив приветствие ангела, мы произносим приветствие Елисаветы. «Исполнившись Духа Святого» (Лк 1, 41), Елисавета становится первой в длинной череде поколений, провозглашающих Марию блаженной. «Блаженна Уверовавшая…» (Лк 1, 45); Мария «благословенна между женами» [т.е. среди женщин], ибо Она уверовала в исполнение слова Господня. Авраам, своей верой, сделался благословением для «всех племен земных» (Быт 12, 3). Мария, Своей верой, сделалась Матерью всех верующих, благодаря Которой все народы земли принимают Того, Кто является самим благословением Божиим: «Иисус, благословенный плод чрева Твоего».

«Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас…» Вместе с Елисаветой мы удивляемся: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1, 43). Потому, что Мария дает нам Иисуса, Своего Сына, Она — Матерь Божья и наша Мать; мы можем вверить Ей все наши заботы и наши просьбы. Она молится о нас, как молилась о Себе Самой: «Да будет Мне по слову Твоему» (Лк 1, 38). Вверяя себя Ее молитве, мы предаем себя вместе с Ней на волю Божию: «Да будет воля Твоя».

«Молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей». Прося Марию молиться о нас, мы признаем себя бедными грешниками и обращаемся к «Матери милосердия», к Пресвятой. Мы полагаемся на Нее «ныне», в настоящий момент нашей жизни. И наше доверие Ей простирается с настоящего момента до «часа смерти нашей», чтобы и тогда Она присутствовала, как во время смерти на кресте Своего Сына (Ср. Ин 19, 27), и чтобы в час нашего исхода Она приняла нас как наша Матерь, чтобы привести нас к Своему Сыну Иисусу в рай.

Мария — совершенная Молящая, прообраз Церкви. Когда мы Ей молимся, мы вместе с Ней входим в замысел Отца, Который посылает Своего Сына, чтобы спасти всех людей. Подобно возлюбленному ученику, мы принимаем у себя Матерь Иисуса, ставшую Матерью всех живущих. Мы можем молиться с Нею и молиться Ей. Молитва Церкви как бы поддерживается молитвой Марии. Она объединяется с ней в уповании.

Источник: Катехизис Католической Церкви пп. 2673 – 2679

Подготовила Надежда Суслова, катехизатор