Католики Березников
Сегодня, 25 декабря, «Новая Городская Газета» на своей странице «В Контакте» опубликовала интернет-вариант статьи под рубрикой «Рождество» — Католики Березников. Его автор — Владимир Узких, известный в Березниках журналист, православный человек. Очень приятно, что уважаемое в городе издание обратило внимание на наш католический приход. Предлагаем вашему вниманию интернет-версию статьи.
Наступает 2019 год от Рождества Христова – так принято во всём хистианском мире, восточном и западном. Может, хватит хрюкать, мяукать, мычать, гавкать, блеять, ржать и прочее? Навыдумывали, видите ли, «животное» летоисчисление на радость Антихристу…
Между тем, идёт рождественская неделя у западных христиан. Что мы знаем о них? Страшны ли общение, дружба, человеческая привязанность между православными и католиками?
Эпохальные встречи Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском на Кубе в 2016 году, их совместная молитва показали, что западная и восточная ветви христианства могут не только вместе жить, но и действовать вместе, несмотря на непреодолимую евхаристическую преграду. А мы, люди Березников, такие далёкие от полуторатысячелетних межконфессиональных непоняток, в большинстве своём с предубеждением относимся к католикам, многого о них не зная. Сегодня, в дни католического Рождества Христова, попробуем восполнить это досадное недоразумение.
ПОЯВИЛСЯ ХРАМ
Это не историческая справка – это путь храма в мир провинциального православия. Священник Эрих Мария Финк (его полное имя) скоро 20 лет как живёт в Березниках. Однажды в шутку его назвали обрусевшим немцем. Он смущённо и тщетно искал в памяти немецкое слово «verrussisch – ферруссиш – обрусевший». Засмеялся и признался: «Да я давно уже русский».
Нулевые двухтысячные стали для березниковских католиков знаменательными: наконец-то у сотен и сотен разобщённых верующих появился священник. Вокруг него организовались единоверцы – и работа закипела. Всей газеты не хватит, чтобы описать перипетии обретения храма. Да и зачем?
Мы, православные, знаем, каким трудом достались народу поруганные церкви. Сколько сил, энергии, веры и, конечно, денег потрачено на возвращение и строительство церквей. Так ведь то же самое было и у католиков! Нам благоволило государство, не мешали местные и региональные власти, помогали люди – богатые и бедные, предприятия – некрупные и гиганты.
У католиков иной расклад: три четверти местных католиков и протестантов покинули Россию, не всегда власти шли навстречу, государство оглядывалось на православных иерархов, деньги и другие пожертвования шли из Европы – от наших бывших соотечественников, коренных европейцев и немногочисленных пожертвований городской общины.
И вот он, храм-красавец, с приходом «Мария – Царица Мира». Так принято в католицизме – называть приходы по именам великих святых. Самое трудное позади. Сейчас община католиков (более 500 человек) является неотъемлемой частью духовной жизни города.
ТРИ СЛУЖЕНИЯ
Они у наших католиков наиглавнейшие. Диакония (греческое) – социальная работа, дела милосердия; мартирия (греческое) – свидетельство о Евангелии, просвещение; литургия (греческое) – богослужение, поклонение, молитва.
Диакония на первом месте – на этом настоял отец Эрих. Он воочию столкнулся в начале 2000-х – когда приехал – со всеобщей российской безысходностью и дал обет посвятить жизнь Богу и страждущим людям любого вероисповедания. Кажется невероятным то, что он не миссионерствует в далёкой от Европы провинции. Из принципа. Не вступает в религиозные дебаты, прощает любые выпады в свой адрес даже от воинствующих православных – увы, среди нас есть такие.
Однажды отец Эрих собрал приходской совет и в доверительной, домашней обстановке говорил о том, что служение страждущим людям есть служение Иисусу. Обсудили это и решили создать социальный центр. Что-то вроде православного приюта. Бездомные, обманутые мошенниками, зависимые от многих страшных пороков быстро узнали о приюте… С тех пор в социальный центр «Оазис Мира» католического прихода не зарастает горестная тропа. Здесь никто и ни в чём пришедших не винит, только просят помочь по мере физических и душевных сил. Священник до сих пор немало времени отдаёт беседам с ними, поддержке добрым словом. А если человек пришёл только ради вкусной еды и тёплой постели? Да уж, тут никакое слово не поможет.
Второй раз его не примут. И всё же многие жильцы социального центра вновь обрели себя, работу, нормальную жизнь и покинули центр. Без каких-либо хитроумных реабилитационных методик, без лекарств, режима и жёстких требований. Хотя… одно требование есть: человек не должен сидеть, сложа руки, и ждать милости со стороны. Трудолюбие, работа по силам и умение услышать человека лучше любых методик реабилитации.
Мартирия. Как и у нас, православных: изучение канонических книг, Святого писания, поиск смысла жизни в примерах жития святых отцов, тематические лекции и беседы, общинные мероприятия к праздникам и датам, культурно-массовая деятельность, паломничество и многое другое… Именно мартирия (катехизис) сплачивает общину.
Литургия. И здесь всё то же, что и у нас, православных. Объяснять излишне. Но есть существенная разница в форме. Не по наслышке знаю, как ценят наши католики православные песнопения и православные лики на иконах. Вы удивитесь, но отец Эрих сказал, что уходящие годы полны незабываемых впечатлений от коллективных паломничеств… по святым местам православия! Именно паломничеств. Например, в Серафимо-Дивеевский монастырь – на поклонение мощам великого русского святого Серафима Саровского. Сергий Радонежский также почитается нашими католиками. Да что говорить, общих святых у западных и восточных христиан очень много – сонм. И снова нам на удивление: на первом этаже колокольни храма «Мария – Царица Мира» действует часовня во имя Серафима Саровского с большой иконой – его ликом православной иконописи… в окружении ликов католического письма. Разве вы не знали? Паломничества по святым местам России продолжатся и в наступающем году.
Православная негасимая лампада есть в любом нашем храме. А в католическом? Здесь главная святыня — Иисус, который под видом хлеба присутствует в дароносице. Она в центре алтаря, озарённая лучами света. За стеной алтаря – особая комната для молитвенного поклонения святыне. Любой прихожанин может записаться в очередь на поклонение на любое время. Чтение молитв, священных писаний, Библии, Евангелия перед святыми дарами не прерывается ни на минуту уже много лет.
МОЖНО ВОЙТИ?
Запрета нет. Как не запрещается посетить православный храм католику. Единственное, что неплохо было бы соблюдать из вежливости – не выпячивать свою принадлежность к иной ветви христианства. Послушать проповедь католического священника, прочесть шёпотом Иисусову молитву «Отче наш», «Достойно есть», Символ веры, осенить себя скромненько православным крестным знамением – троеперстием справа налево… Никто и слова поперёк не скажет, не посмотрит искоса.
Так же и католики запросто могут зайти к нам, насладиться песнопениями, выслушать премудрости на литургии, перекреститься ладонью слева направо, внять отеческой проповеди батюшки. Ради Бога. Отнеситесь к ним с пониманием. Только на причастие не рассчитывайте – это невозможно. А вот исповедаться, пожалуй, можно. Не священнику исповедуемся мы, а Богу.
На том сегодня и расстанемся. Друзьями. Христианами. С праздником Рождества, католики! С вами и нами единый Бог.
Владимир УЗКИХ, фото автора