Духовная жизнь
Эта страница посвящена нашим прихожанам. А вернее, их творчеству. Это свидетельства, стихи и рассказы — одним словом, всё хорошее и доброе, что рождается в душе и чем хочется поделиться с ближними.
3. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию третью статью Виталия Сейлюс — о встречах супружеских пар «Союз любви», которые проходят в нашем приходе в первое и третье воскресенье месяца в 18.30.
Собранные во имя Христа
Семья – христианская община
Все мы с вами живём в обществе, которое состоит из различных общин: семейная, религиозная, рабочий или учебный коллектив – это также, своего рода, община. Человек не живет вне общества. В Книги Бытия мы читаем: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника» (ср. Быт 2,18). Адам и Ева – это первая община, первая семья, благословенная Богом (ср. Быт. 1,28).
Муж и жена – это община, которую они строят вместе, помогая друг другу. Муж и жена, соединённые таинством брака, – это христианская община. Как и в любой христианской общине, в христианском браке центральное место занимает Христос: «Там где двое или трое собраны во имя моё, там я посреди них» (ср. Мф 18,19-21). Как через крещение мы позволяем Богу действовать в нашей жизни, так через венчание мы пускаем Христа в нашу общину (семью) для её созидания. Слабостью общины может стать удовлетворение только дружбой, симпатией. Лишь любовь Христова может сплотить. «Как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13,34). Стать настоящей общиной могут люди, решающие любить друг друга до конца. Семья – это дом, а у дома должен быть хозяин, который следит за этим домом. Потому что дом без хозяина со временем разрушается. И хозяин этого дома Христос, ибо Он говорит: «Без меня не можете ничего сделать» (ср. Иоанн 15,5).
Семья – домашняя церковь
Из уроков обществознания мы знаем, что семья – это ячейка общества, мы входим в общество из семьи. Так и христианская семья – это первичная ячейка Вселенской Церкви – «домашняя церковь». В семье дети получают первый катехуменат – первые представления о Боге, молитве и о Церкви. Но в наше время понятие «домашняя церковь» утратило свою силу. В первую очередь это связано с тем, что браки часто бываю смешанными (один из супругов неверующий или другой конфессии). Но также и полные христианские семьи, соединённые таинством венчания, часто в силу своих человеческих слабостей, не исполняют призвания христианской семьи, как «домашней церкви». Христос призывает нас не приспосабливаться к образу жизни этого мира, но отдать себя, как жертву Богу, чтобы мы могли постичь волю Бога относительно себя (ср. Рим 12,1-2).
Ежемесячные встречи о любви и браке
Хорошей помощью для созидания семьи, как «домашней церкви», могут стать встречи семей, которые направлены на совместную молитву, слушание Слова Божьего, общение и обмен опытом, соединение со Христом, который может изменить мир. На одной из таких встреч о. Георгий в своей проповеди сказал: «Чем ближе супруги к Богу, тем они ближе друг к другу». И ещё: «Дьявол не хочет, чтобы «нормальные» семьи были заметны — но мы есть, и должны свидетельствовать об этом также, как соль делает пищу солёной: соль не видна в пище, но без неё еда не вкусная». «Вы – соль земли. Если соль перестанет быть солёной – она ни на что не годится» (Мф 5,13). Жизнь в Боге – это вкус (смысл) жизни, который многие семьи утратили, считая, что Бог и его заповеди мешают повседневной жизни.
Мы объединяемся, чтобы вместе ответить на призыв Христа быть «солью земли», мы встречаемся, чтобы вместе переживать любовь Господа. «Мир рассчитывает на наши общины – здоровые и святые. Если какая-то община перестает быть таковой – присутствие Христа ослабевает. Не существует рецепта настоящей любви, нужно идти в Сердце Иисуса, чтобы там научиться ей» (Магдалена Дельбрель, автор книги «Общины, созданные согласно Евангелию»).
Наши встречи проходят ежемесячно – первое и третье воскресенье месяца. Начало в 18.30.
2. Это второе свидетельство. Его авторы Виталий Сейлюс и Владимир Чернышёв, наши прихожане и катехизаторы. Они написали его ещё в 2013 году, но его актуальность сохранилась!
Время уже коротко
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (Первое послание к Коринфянам 7:29-31)
«Время уже коротко» — именно эти слова апостола Павла, не иначе как по наитию Святого Духа, возникли в моей голове на пути из Питера, куда мы ездили на сессию катехизаторов. Медленно переваривая и обсуждая с братьями и сестрами эту духовную пищу, родилось, в общих чертах, это свидетельство.
Тема занятий была литургия и участие в ней простых мирян. Как много мы узнали нового! Оказывается, мы обязаны быть не просто зрителями и участниками священнодействия, но наше участие должно быть осознанное, активное, плодотворное. Даже отсутствие священника не освобождает нас от Литургии, потому как мы всё можем делать сами, кроме преосуществления хлеба и вина, и проповеди. Всё остальное мы можем и даже обязаны делать сами. Самое главное, что Литургия включает в себя не только то, как мы празднуем Святую Мессу, но и всю нашу жизнь и наше отношение к храму. Участие в Святой Мессе – это зеркало, в котором мы сами видим себя со стороны.
Католическая церковь в России вновь восстанавливается. И мы — первое поколение католиков, которые участвуют в этом становлении. Мы — те самые первенцы для Господа – во времена Ветхого Завета всегда первые плоды урожая, первые изделия ремесленников приносились в жертву Богу. И это мы, в том плане, что из-за нас у всех остальных людей есть еще время – хотя оно уже и коротко. Но именно это придает особую роль и ответственность именно нам – простым прихожанам.
Вот те пункты, в которых роль мирян важна и нужна:
1. Забота о храме (внутри, вокруг, свет, тепло);
2. Включаться в подготовку к Богослужению (придти пораньше, приглядеть за детьми, смотреть за порядком и должным отношением к Святым дарам);
3. Общее участие: осознанное, активное и плодотворное (придти пораньше, настроить себя на встречу с Господом в святом таинстве со всей серьезностью);
4. Литургические служения (министранты, окалиты, чтецы);
5. Забота об отсутствующих, особенно о больных и о вновь пришедших, чтобы они чувствовали, что им тут рады;
6. Паралитургия (всё, что происходит на Святой Мессе).
В принципе, ничего нового, всё нам известно и документы второго Ватиканского Собора тоже, но только исполняем ли мы всё это? Осознаем ли нашу ответственность?Потому как известны слова Господа «Кому много дано, с того много и спросится» (ср. Лк: 12; 58). Или «если бы не знали и делали, то не было бы на вас греха, а теперь знаете, потому что Я сказал вам и делаете, то грех на вас». Это всё относится к нам, а не к тем фарисеям и книжникам, к которым Иисус обращался две тысячи лет назад.
Что касается участия в жизни общины, т.е. литургии в широком смысле этого слова, то оно заключается в пространстве межу двух притчей, рассказанных Господом ученикам, а мы все и есть эти ученики.
Первая притча: «Пустите детей приходить ко мне» (ср. Мф: 19; 14). Это значит, что мы несем ответственность за тех детей, которых нам доверил Господь, их воспитание и отношение к Богу и людям. И наша с вами обязанность следить и направлять их к свету, в частности, у нас есть воскресная школа и само собой разумеющееся, что наши дети должны посещать её. И чтобы это было так и они ни в чём не нуждались, мы обязаны помогать и участвовать в этом всем миром.
Вторая притча — о том, как господин послал слуг своих звать на пир друзей (ср. Лк: 14; 16-24). Как часто мы, подобно этим друзьям, придумываем отговорки, чтобы не участвовать не только в делах общины, но и в самой Святой Мессе: то огород, то времени нет, то еще что-нибудь. Но если вдруг нам чего-то хочется, будь то хороший концерт или приятная прогулка, мы обязательно найдем время и передвинем дела для себя. Но как мы глупы, когда этого не делаем для Господа! Потому что в его руках и власти сделать всё для нас — для своих друзей, пришедших на праздник и пир Его Слова, которое на наших глазах становится Его Кровью и Плотью, соединяясь с нами в святом Христовом Таинстве — Евхаристии. Это поднимает нас до уровня Господа и невозможное становится возможным, все дела делаются, время находится, силы прибавляются.
Это пространство – поле деятельности как для нас, катехизаторов, так и для всего прихода. Одно из главных заданий каждого верующего и миссия церкви – это провозглашение слова Божьего и личное свидетельство. Помним о том, что мы — та самая соль и тот свет, который светит миру. Не прячут свечу под койку, а ставят на возвышенность, чтоб светло было всем. Так и наша вера и личное свидетельство должны быть солью, светом для всех, с кем мы встречаемся в нашей повседневной жизни.
Часто слышим по этому поводу высказывания: что, мол, метать жемчуг перед свиньями, то бишь, что толку говорить людям о Боге? Всё равно все будут жить как жили и ничем им не поможешь. На самом деле, никто этого не знает. Дай свидетельство своим поведением со всей серьезностью и искренностью, а дальше уже дело Святого Духа, как привести человека к истине.
Плодом Второго Ватиканского Собора стал ККЦ — Катехизис католической церкви. Он ясно говорит нам, что о Боге можно и нужно говорить всегда, везде и со всеми. Поэтому, вспоминая тот пресловутый жемчуг, мы используем его, как отговорку, потакая своей лени и трусости, тем самым становимся той самой солью, которая потеряла силу и которую выбрасываем вон, потому как никуда не годится (ср.Лк: 14;34). Почему это происходит? Ответ дает сам Господь: «Кто исповедует Меня перед людьми, того и Я исповедаю перед Отцом Моим, а кто постесняется Меня, того и Я постесняюсь» (Мф: 10; 32-33). Это значит, что Бог из-за нашей трусости не может участвовать через нас в деле спасения человечества.
Наконец, самое главное задание нашей с вами жизни — это святые семьи. Да, да, это мы с вами, наши дети, родители, все наши отношения внутри семей и в общине, потому что все мы – дети Господа и во Христе братья и сестры. Таинство венчания – это особенное соединение мужа и жены, людей между собой и Богом, и возможность для Господа действовать через нас и спасать других людей и всё человечество. Это не должно нас пугать, это наше задание, ведь мы — те самые первенцы.
В общем, оценивая сессию, пришло четкое понимание, что мы в ответе перед Богом и людьми за все происходящее в приходе. Наша святая обязанность — участвовать плодотворно, деятельно, активно во всех проектах нашего прихода, особенным образом — в жизни воскресной школы, общины в Яйве, социальном центре в церкви, потому как сам Господь призывает нас делать это. Сам и через апостолов своих. Послание апостола Иакова, глава 2, стихи 14-17: «Помним, братья, что вера без дел мертва. Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».
Слушая Господа, поступая в жизни, как Он учит нас, неся людям свет Его воскресения, мы, тем самым, приобретаем себе сокровище на небесах, где не моль, не ржавчина им не страшны, ибо там где сокровище наше, там и сердце наше (ср.Мф: 6; 19-21).
Завершая свидетельство, напоминаем, что вчера – уже было, завтра – туманно, но у нас есть сегодня и в этом сегодня мы помощники Господу, двигаясь в направлении Небесного Иерусалима. Вперед к святости! Слава Иисусу Христу!
__________________________________________________________
Прим. редакции. В материале ссылки (ср.Мф: 6; 19-21) означают свободное цитирование авторами статьи слов из Евангелия от Матфея. Читатель может сравнить их с первоисточником, т.е. с Евангелием от Матфея, глава 6, стихи 19-21.
___________________________________________________________
Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого. Псл. Ап. Павла к Ефс. гл 6;16.
Щит веры !
Именно так я бы охарактеризовал посвящение Деве Марии по Гриньону. Мы с братом Гедиминасом-Павлом прошли подготовку в течении 33 дней (в 2010 году) и посвятили свои жизни Иисусу Христу через служение Божией Матери. Сознательно выбрав для этого торжественного акта нашу общину в Яйве. Какая радость для нас, спустя три года, видеть, что группа ребят, получающих здесь помощь, и уже служащий в общине катехизатором Володя Чернышев, со всей серьёзностью совершили этот акт. Тем самым предоставив себя Господу и дав возможность Божией Матери формировать себя. Именно формировать, если принять во внимание наши падения и кризисы, трудности, неудачи и разочарования, которые мы преодолеваем с Божьей помощью и собственными неимоверными усилиями.
Если работа Господа, как у скульптора, который берёт глыбу гранита и молотом и зубилом отсекает всё лишнее, то посвящение по Гриньону, как форма для выливания. 33 дня мы выстраиваем эту форму, а в день посвящения Дева Мария заполняет её раствором. Всем понятно, что этот путь куда проще и он не такой болезненный, нежели, если работа проводится молотом и зубилом.
Сейчас идёт Марианское время, о нём возвещал Святой Апостол Иоанн в Откровении гл. 12. Считается, что эпоха Марии началась в 1830 году с явления Божьей Матери Св. Екатерине Лабурье в Париже и продолжается по сей день. Мы с вами свидетели и очевидцы того, как сатана всё больше и дальше уводит человечество от Бога. Но нам известен план Господа через Деву Марию и её детей победить в решающий момент дракона, то есть силы зла. Совершив посвящение, мы вступаем в ряды детей Марии. Все наши дела добрые многократно увеличиваются и дают возможность Ей участвовать в деле спасения жизни людей здесь на земле. Мы становимся дверью, через которую Божья Матерь посредством своей материнской любви может вернуть людей к Богу.
Со своей стороны, братья и сёстры, свидетельствую, что дьявол сильно противится и боится этого акта. Мы видели на пути подготовки его нападки и козни, только щит веры и всеоружие Божье помогли нам преодолеть все его атаки. Один молодой священник из Казахстана отец Евгений сказал фразу, которую мы уже не раз прочувствовали на себе, как он так и я. Сатана – враг спасения, потому как его нападки заставляют нас больше молиться, поститься, чаще исповедоваться и причащаться, больше и больше соединяясь с Христом в Таинствах. Именно в этих схватках особенным образом обретают смысл слова Ап. Павла из послания к фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите, ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе». 1 Фес 5: 16-18.
Мы благодарим Бога за то, что совершили акт посвящения по Гриньону, ибо то обилие Божьей благодати и помощи Господа во всех падениях и кризисах, пережитых за эти годы, связываю именно с ним. Епископ Афанасий Шнайдер из Казахстана в частной беседе сказал мне: «Ты горишь для Господа и сатана будет искушать, стараясь погубить тебя и ты упадёшь, обязательно упадёшь, но помни, слуга Марии непобедим и святость — это путь, на котором Бог наши падения использует, как площадку для нового взлёта». Слава Иисусу Христу!
Виталий Сейлюс,
фото Натальи Гилёвой (г.Москва) и Ольги Галкиной (г. Нижний Новгород)