ПОСВЯЩЕНИЕ ЖИЗНИ ИИСУСУ ХРИСТУ, ВОПЛОЩЁННОЙ ПРЕМУДРОСТИ, ЧЕРЕЗ СЛУЖЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ МАРИИ
О Воплощённая Премудрость, Всеблагой Иисус, Истинный Бог и Истинный Человек, Единородный Сын Отца Предвечного и Блаженной Приснодевы Мария!
Поклоняюсь Тебе, во славе с Отцом вечно царствующему и от Девы Марии, достославной Матери, воплотившемуся. Благодарю Тебя, уничижившего Себя и принявшего образ раба ради спасения моего от тяжких оков дьявола; прославляю Тебя, во всём послушного воле Девы Марии, Матери Твоей; соделай меня через Её покровительство верным слугой и рабом Твоим.
Увы! Неблагодарный и слабый, я неверен обетам святого крещения. Я не выполняю своих обязанностей и не достоин называться ни сыном, ни рабом твоим. Я заслуживаю лишь быть отвергнутым Тобою в правом гневе Твоём и не решаюсь сам приблизиться к Твоему Величию, о Святейший Господь и Бог мой.
Потому прибегаю к милосердной Матери Твоей, которую Ты соделал моей Защитницей и Посредницей пред Тобою. На Неё уповаю, ради Неё молю Тебя: даруй мне искреннее раскаяние в грехах и оставь мне долги мои; помоги мне обрести и сохранить святую Премудрость Твою.
Радуйся, Мария, Матерь Непорочная, живой ковчег Святости, в котором сокрыта Мудрость Предвечная, достойная всякого почитания! Радуйся, Царица Неба и земли, — Ты, в Чьей власти всё сущее, кроме Самого Бога! Радуйся, прибежище и надежда грешников, от века не отринувшая никого из приходящих к Тебе!
Всем сердцем и всей душою я жажду приобщиться к божественной Премудрости. О Мария, будь свидетельницей обещаний моих и не отвергай приношений нищеты моей.
Я, (имя), неверный грешник, обновляю и подтверждаю ныне пред лицом Твоим обеты святого крещения.
Навеки отрекаюсь от Сатаны и от дел его. Предаю всего себя Иисусу Христу, Воплощённой Премудрости, чтобы нести мой крест до конца дней, чтобы верно служить Ему, как не служил до сего дня.
Ныне перед всем сонмом небесным прошу Тебя, о Пресвятая Дева, стать Матерью Моей и Госпожою. Сделай меня рабом твоим.
Предаю Тебе своё тело и душу, все блага и все мои заслуги, прошлые, настоящие и будущие. Располагай мною и всем, что мне принадлежит, без исключения, по Твоему усмотрению, ради возрастания славы Божьей, во все времена и в вечности.
Прими, о милосердная Дева Мария, эту малую жертву моего служения и сопричти меня к совершенному послушанию Иисуса Христа, ибо Он, Сама Мудрость
Предвечная, став Сыном Твоим в земной жизни, был покорен Тебе. С этого дня я, жалкий грешник, предаюсь во власть Спасителю нашему и Тебе, о Матерь моя, и последую путями Вашими до конца дней моих. Во имя благодати, дарованной тебе Господом, Единым в Пресвятой Троице, не отними у меня милости Твоей.
Обещаю отныне служить Тебе, и, как верный слуга и раб, искать Твоей славы, и во всяком деле повиноваться Тебе.
Матерь Предивная, приведи меня, твоего недостойного слугу, к Престолу Сына Твоего и навеки предай меня Искупителю моему.
Матерь милосердия, даруй мне обрести истинную Премудрость Божью и сопричти меня к избранникам Твоим, которых Ты с любовью наставляешь, питаешь и хранишь от всякого зла.
Дева верная! Сделай меня во всяком деле истинным учеником, подобием и рабом воплощённой Премудрости, Сына Твоего Иисуса Христа, и через Твоё заступничество даруй мне достичь полноты возраста Его на земле и славы Его в Небесах.
Да будет так [= Аминь!]
Об авторе
Луи-Мари Гриньон родился 31 января 1673 г. в местечке Монфор-Ла-Кан в провинции Бретань на северо-западе Франции. Детство его прошло неподалёку, в городке Иффандике. В 1685 г. он поступил в коллеж Ордена Иисуса в Руане, где получил классическое образование. Осенью 1691 г., осознав своё призвание к священству, юноша отправился в Париж. По рекомендации мадемуазель де Монтиньи он был принят в общину Клода Боттю де ла Бармондьер, где почиталась «жизнь в бедности по примеру Иисуса, посредством которой единственно возможно продолжить дело Божественного Священника под покровительством Пресвятой Девы Марии, св. Иосифа, святых апостолов и их последователей». Годом позже он был допущен в коллеж в Монтегю, где его наставником стал аббат Буше. И, наконец, в 1695 г. Луи-Мари де Монфор поступил в небольшую в то время семинарию св. Сульпиция. Тогда же он начал учиться в Парижском университете, который через несколько месяцев оставил из-за болезни, «Не желая, — по его собственным словам, — посещать Сорбонну ради одних только теологических трактатов и довольствуясь частными уроками». Таким образом, у семинариста де Монфора появилось достаточно свободного времени для самостоятельного образования, чему способствовали и исполняемые им обязанности библиотекаря. В библиотеке семинарии сохранился каталог, начатый аббатом де Гриньоном. Его перу принадлежат первые пять томов. Луи-Мари не только записывал названия прочитанных им книг, он очень любил читать. Друг де Монфора Блен утверждал даже, что в руках библиотекаря побывали почти все книги о совершенствовании духовной жизни. Он делал записи о содержании каждой прочитанной им книги. Доказательством служит «Тетрадь для заметок», объёмная рукопись, сопровождавшая миссионера в его дальних странствиях.
Период становления наполнен множеством событий и переживаний, которые в дальнейшем легли в основу духовного творчества св. Людовика де Монфора. К этим записям добавляется огромный личный опыт — жизнь, посвященная апостольскому служению, особенно после рукоположения в сан священника 5 июня 1700 г.
Отец Гриньон де Монфор стремился к миссионерской деятельности за рубежом. Сначала он думал о Канаде, но ректор семинарии аббат Лешасье отговорил духовного сына от поездки и направил его в приход аббата Левека в Нант. Работать с малоактивной и незнакомой общиной было трудно, и молодой священник не скрывал от наставника своего разочарования. В то же время, начиная с лета 1701 г., у него появилась возможность совершить несколько миссионерских поездок по епархии. Наибольшее значение имеет визит в Граншан. Однако ещё предыдущей весной в Фонтевро миссионер познакомился с госпожой де Монтеспан, которая в свою очередь представила его монсеньору Жирару, епископу Пуатье. Именно благодаря знакомству с ними отец Гриньон де Монфор поступил в центральный странноприимный дом города Пуатье в сане капеллана. Это случилось в ноябре 1701 г. Священник попытался улучшить работу приюта для бедных, охарактеризованного им как «дом беспорядка и Вавилон нищеты». В начале радушно принятый, он вскоре столкнулся с противоречиями и интригами между работниками заведения, что и заставило его покинуть учреждение.
В приюте Сальпетриер в Париже аббат де Монфор продолжил служение среди больных и бедных. Поздней осенью 1703 г. он принимал участие в переустройстве монастыря отшельников в Мон-Валерьене. Бедняки Пуатье даже составят однажды прошение о возвращении к ним аббата Гриньона де Монфора, которое будет удовлетворено, но лишь отсрочит окончательный переход де Монфора к миссионерской работе.
В 1702 г. Людовик де Монфор писал отцу Лешасье: «Только надежда на то, что со временем я смогу отправиться проповедовать Слово Божие по городам и сёлам, направляет мои стопы в приют». Лишь после ухода из странноприимного дома он смог исполнить обет и совершил множество пастырских визитов в приходы Пуатье и его предместий.
Вынужденный покинуть город, отец Гриньон де Монфор совершил паломничество в Рим с целью испросить у Папы совета и благословения своей деятельности, которая постоянно вызывала неодобрение властей. Он собирался окончательно определиться и с формой миссионерства, подходящей именно для него. 6 июня 1706 г. Папа Римский Климент XI удостоил де Монфора личной аудиенции, на которой тот выразил желание отправиться с миссией на Восток. Понтифик же, напротив, предложил священнику продолжить работу именно во Франции. По словам Папы, отец Гриньон де Монфор ясно сформулировал цель своей деятельности — духовное обновление христианства путём обновления обетов крещения — и опробовал конкретные методы её осуществления. Получив прямое назначение от Понтифика, в сане апостольского миссионера Луи-Мари вернулся на родину. Итак, нить жизни отца Гриньона де Монфора проходит через множество приходов в епархиях Нанта, Сен-Бриэка, Сен-Моло, Люсона и Ла Рошели, а также Сен-Ло, Руана и Парижа, которые он посещал во время своих поездок и пеших переходов…
По возвращении из Рима миссионер вновь отправился в Пуатье. … Луи-Мари обосновался в монастыре среди лесов недалеко от Монфор-Ла-Кан, где он через небольшое время стал настоятелем. Именно из тихой обители св. Лазаря засияют вскоре лучи его жизни, сочетавшей личное затворничество в созерцании с истинно апостольской духовной миссией в близлежащих приходах.
Летом 1708 г. отец Гриньон де Монфор совершил одну за другой несколько поездок по окрестностям Нанта. В этот период его жизни произошло так называемое «дело Голгофы». Когда де Монфор был с пастырским визитом в Мон-Валерьене близ Парижа, ему пришла в голову мысль возвести огромную гору, увенчанную крестом, некий мемориал Голгофы, который в будущем станет центром паломничеств. Он попытался реализовать свои мечты на родине. В итоге по его проекту в Поншато был воздвигнут гигантский насыпной холм с тремя крестами на вершине. Однако вечером 13 сентября 1710 г., накануне торжественного освящения, пришло указание отложить церемонию, а вскоре холм сравняли с землёй. В довершение всего, епископ Нанта запретил миссионеру всякую деятельность, и ему ничего не оставалось, как обратиться к затворническим молитвам в иезуитском монастыре.
Несмотря на произошедшее, Гриньон де Монфор не сидел без дела. В Нанте у него была возможность совершать и всячески поддерживать дела милосердия. Так, он помогал собирать пожертвования для тех, кто пострадал от разрушительных наводнений на Луаре… В это же время он вступил в Третий орден доминиканцев.
Тяжелые испытания в Нанте и его окрестностях не заставили отца де Монфора отвернуться от миссионерства. Он был тепло принят епископами де Лессюром и де Шанфлуром в епархиях Люсона и Ла Рошели. Его проповеди прозвучали во многих приходах.
Вероятно, именно в этот период окончательно оформилась миссионерская и педагогическая концепция де Монфора — обрела совершенно новые, чёткие очертания. В то же время отец де Монфор активно занимается формированием общины священников-миссионеров, которые последуют его примеру в апостольском служении. Он преумножает, насколько возможно, дела благотворительности: в Париже среди последователей Пуллара де Пласа, который в 1703 г. предоставил юному священнику необходимые средства; в Руане, где он привлекает к работе каноника Блена, давнего друга по коллежу и семинарии… К нему присоединяются еще два священника, ранее совершившие несколько апостольских поездок. С братьями-иезуитами, работавшими вместе с ним в миссиях и в благотворительных бесплатных школах, отец де Монфор вскоре заложит основы Общества миссионеров. Усилиями этих людей будет учрежден Устав Общества, который станет главным документом для его духовных последователей.
Отец Луи-Мари Гриньон де Монфор до последних дней продолжал проповедовать Слово Божье. В возрасте 46 лет он умер во время поездки в Сен-Лоран-Сюр-Севр 28 апреля 1716 г.