29 июня, Пётр и Павел, апостолы: торжество
Эти два ученика Христа, на первый взгляд такие несхожие между собой, но единые в любви к Христу и мученичестве ради Него, пользовались особым почитанием и уважением ещё в ранней Церкви и всё, что было связано с памятью о них, было драгоценно.
Торжество святых Апостолов Петра и Павла, приходящееся в литургическом календаре на 29 июня – один из самых древних известных в Церкви праздников в честь святых мучеников. Эти два ученика Христа, на первый взгляд такие несхожие между собой, но единые в любви к Христу и мученичестве ради Него, пользовались особым почитанием и уважением ещё в ранней Церкви и всё, что было связано с памятью о них, было драгоценно.
Сохранились многочисленные упоминания о пребывании в Риме, апостольских трудах и мученической смерти этих двух «мужей святой жизни», как называл их в посланиях, написанных в 96 и 98 гг. и адресованных Церкви Коринфа, папа Климент. В середине II в. после Рождества Христова епископ Коринфа Дионисий в письме к папе Сотерию свидетельствовал, что обе Церкви – Римская и Коринфская имеют общих основателей – Петра и Павла («Оба насаждали у нас в Коринфе, одинаково научая нас; одинаково они вместе поучали в Италии и мученически скончались в одно и то же время», причём, согласно многочисленным свидетельствам, Пётр пострадал «так же как Господь»). Немного позднее, святой Ириней Лионский назвал Римскую Церковь “beata” – “благословенная” потому, что её основали великие Апостолы Пётр и Павел.
Апостол Пётр – первый из призванных Самим Христом двенадцати учеников, был сыном рыбака Ионы, промышлявшим рыбной ловлей на Генисаретском озере в Галилее, до тех пор, пока его брат Андрей, услышавший, как Иоанн Креститель называет Иисуса Агнцем Божиим не пришёл к Петру и не сказал ему: «Мы нашли Мессию». Когда проходивший мимо лодки Христос позвал его, Пётр, не раздумывая, оставил всё и последовал за Ним, впервые в истории Церкви дав пример безраздельного следования призванию, который за почти двухтысячелетнюю историю Церкви был многократно повторён множеством людей, так же как первый Апостол, услышавшим, каждый в своё время, голос Спасителя, зовущего их за Собой.
Родители дали ему имя Симон, что значит: «Бог услышал». Имя «Кифа» (по-латински – «Пётр»), «камень» он получит позднее, от Учителя, Который, нарекая его, скажет: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
И в самом деле, именно Пётр после сошествия Святого Духа станет не просто провозвестником Благой Вести, а первым Римским епископом и главой юной Вселенской Церкви.
Новый Завет рисует нам Петра, как человека импульсивного, открытого и искреннего, чуждого всякой дипломатии, простого и малообразованного, поддающегося порыву, но склонного также к сомнениям и сочетающего в себе, самым парадоксальным образом отвагу и боязливость. Словом, самого обыкновенного, далёкого от совершенства и традиционных представлений о святости, такого, каких, наверное, было много среди галилейских рыбаков, от которых его отличало только одно – стремление к истине и любовь ко Христу. Он шёл по повелению Христа по водам, но испугавшись неведомого, происходящего с ним, начал тонуть и спасся, ухватившись за протянутую Учителем руку. Он присутствовал при Преображении Господнем на горе Фавор и пришёл в такое восхищение и трепет от увиденного, что хотел остаться здесь навсегда, жить в палатке и быть всегда в сиянии неземного света, исходящего от Учителя. Ему было обещано, что из ловца рыбы он станет «ловцом человеков», и он, действительно, стал ловцом душ и обратил их во множестве (в книге Деяний Апостолов рассказывается, что после проповеди Петра крещение принимали каждый день по нескольку тысяч человек). Он, по внушению Святого Духа, первый исповедовал Христа Сыном Божьим, и, в то же время, в свойственной ему простоте, спорил с Христом, убеждая Его остаться на горе Фавор, яростно возражал против того, что Учитель должен будет страдать и умереть и, позднее перед Тайной Вечерей, со свойственной ему горячностью («не умоешь ног моих вовек») не хотел позволить омыть себе ноги, но услышав, что иначе не будет «… иметь части» с Ним, с той же горячностью, готов был омыться весь. Его вместе с двумя другими учениками Христос взял с собою в Гефсиманский сад, но, как и другие, Пётр не выдержал и уснул рядом со страдающим и молящимся Спасителем. Он говорил, что готов «положить душу за Христа», и пытался защищать Его с оружием в руках, но через несколько часов утверждал, испуганно, что «…не знает этого человека». И горько плакал, раскаявшись в своей слабости…
Из Нового Завета мы знаем, что после сошествия Святого Духа Пётр неустанно проповедовал Благую Весть, что он совершал чудеса, воскрешал мёртвых и исцелял больных, которых выносили на улицу перед ним, надеясь, что даже если только тень Петра падёт на них, они выздоровеют, что он был гоним за веру, и ввергаем в темницу. Что он был старшим, главой апостолов, и в спорах его мнение оказывалось решающим. Он крестил семью язычника Корнилия и разрешил споры апостолов о необходимости для обращённых язычников скрупулёзно исполнять все установления закона Моисеева, первым открыв Церковь для всех, и всех – и иудеев, исповедовавших Единого Бога и вчерашних идолопоклонников сделав равными перед Христом, пришедшим ко всем и искупившим всех. Что он собрал первый Собор в Иерусалиме. Что два его Послания вошли в Новый Завет, и одно из канонических Евангелий было продиктовано им ученику по имени Марк. Принято считать, что он управлял Церковью Рима в течение 25 лет, покидая город лишь на короткое время, до тех пор, пока не принял мученическую смерть во время начавшихся в правление Нерона гонений на христиан. Как утверждает святой Иероним, он, сочтя себя недостойным такой же казни, какой был предан Христос, просил распять себя вниз головой.
Апостол Павел, память которого празднуется в тот же день, в противоположность необразованному рыбаку из Галилеи, принадлежал к привилегированным кругам еврейского общества. Он родился в Тарсе, главном городе Киликии (на территории нынешней Турции, где была большая иудейская диаспора и, кроме родного языка, знал греческий и латинский. Прекрасно образованный «…иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге» (Деян. 22:3) и римский гражданин по праву рождения, занимавшийся востребованным и уважаемым в Римской империи ремеслом – шитьём палаток – он не был среди тех, кто следовал за Христом во время Его земной жизни, а когда, после Воскресения, вера в Христа стала быстро распространяться среди его соплеменников, счёл её опасной ересью и присоединился к тем, кто преследовал христиан. Новый Завет рассказывает об участии Павла в побивании камнями первого христианского мученика Стефана. Хотя будущий апостол, тогда ещё носивший имя Савл и не обагрил руки кровью Стефана, он сторожил одежды побивавших Стефана и одобрял их действия.
На пути в Дамаск, куда Савл отправился, чтобы там продолжить начатые в Иерусалиме преследования, он встретил Христа, ослепившего его вспышкой яркого света, и заговорившего с ним, и эта встреча превратила гонителя в последователя, фарисея в христианина, Савла в Павла – Апостола язычников, обошедшего за время своего служения множество городов и стран, принесшего Христа в Малую Азию, Македонию, Грецию, Кипр, Крит, Мальту и Сицилию, преследуемого, не раз представавшего перед судом, заключённого на несколько лет в тюрьму и, наконец, оказавшегося, по воле Божией в Риме, где вместе с Петром он проповедовал, крестил, учил, и в одно и то же время со старшим из Апостолов был казнён. Так как он был римским гражданином, его обезглавили мечом.
Места погребения обоих Апостолов, вероятно, сразу сделались местами паломничества и молитвы.
Сохранились свидетельства того, что их могилы были известны христианской общине Рима. Евсевий Кесарийский в своей «Истории Церкви» говорит прямо, что имена Петра и Павла, «…уцелели на кладбищах этого города» и приводит свидетельство священника Гая, утверждавшего в письме к Проклу: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь».
Уже в 258 г., то есть ещё до того, как было установлено литургическое празднование Рождества Христова, упоминается о существовании одного общего праздника в честь обоих Апостолов – 29 июня, который вскоре стал отмечаться и другими Церквами, например, в Милане и в Карфагене.
Неоднократные упоминания о том, что оба апостола претерпели мученичество в одно и то же время породили представление о том, что они были казнены в один и тот же день, но, в действительности 29 июня это день, когда в 258 г. в правление императора Валериана мощи святых были перенесены в катакомбы Сан-Себастьяно, куда их поместили, чтобы уберечь от осквернения во время гонений. «В один день, – писал святой Августин Гиппонский, – совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». После прекращения гонений в первой половине IV века папа Сильвестр I распорядился вернуть реликвии на прежнее место упокоения, где императором Константином были воздвигнуты над могилами «святых мужей» базилики. Сейчас на месте одной из них находится собор святого Петра, а другой – базилика святого Павла-вне-стен. Традиционно в Риме 29 июня совершались три мессы – в базилике св. Петра, в базилике св. Павла-вне- стен и в катакомбах Сан-Себастьяно.
В новейшее время не раз подвергалось сомнению не только то, что здесь, в Римских базиликах погребены великие Апостолы народов, но и то, что в могилах вообще кто-то есть, однако современные археологические исследования предпринятые по инициативе папы Пия XII в середине ХХ вв. и продолженные в начале XXI, подтвердили с высокой степенью достоверности подлинность древних захоронений.
Торжество святых Апостолов Петра и Павла 29 июня не единственный праздник в честь них, так 25 января Церковь отмечает память обращения Апостола Павла, а 22 февраля праздник кафедры Апостола Петра, но только 29 июня имеет статус Торжества.
Анна Кудрик, сайт Архиепархии Божией Матери в Москве