«В 1685 году в 22 день при державе Благоверных Государей, Царей и великих Князей Ионна Алексеевича и Петра Алексеевича при Патриархе Андриане было явление Пресвятыя Богородицы Града Соликамского, в уезде по реке Обве Карагайского в верх Пыжьянки некому земледельцу по имени Родион» – так начинается описание явления Пресвятой Богородицы деревенскому мужику Родиону Новикову, который вошел в лес неподалёку от деревни Верх-Язьва, обстрогать дюжину ранее срубленных сосен в брёвна. В том месте, где густолесье пересекал «волок», он внезапно увидел …со стороны леса, …сияющую неземным светом фигуру Пресвятой Богородицы. Пречистая заговорила с Родионом и повелела ему: «Иди по Обвинской земле, по деревням и сёлам. Входи в храмы Божии, говори священникам и прихожанам, чтобы не срамословили, не бранились гнилыми словами. В Господские праздники и в Богородичные не работали бы, а в церквах молили Бога об оставлении греха срамословия. Не пьянствовали и зелье табачное не курили, а любили друг друга и молились о искуплении грехов и спасении души своей и за тех, кто в богомерзких грехах пребывает.
Одна из Святынь Пермской митрополии — Икона Божией Матери «Обвинская». К ней мы и совершили паломничество
А если не послушают тебя, тогда немощи людские и скотские обратятся на них и будут моры великие и падёж скота, и засухи и дожди безвременные, недород хлеба и глад».
Замолчала Сияющая неземным светом, задумалась, а крестьянин стоял, не шелохнувшись, как вкопанный, словно весь в слух превратившись. Через несколько мгновений Она продолжила свою речь:
«Но вначале, Родион, пойди в село Рождественское и передай священнику и селянам Моё повеление: пусть из Рождественской церкви той возьмут междувратный образ Успения Пресвятой Богородицы, что в забвении в притворе висит, где трапезная, в углу, на десной стороне. В той же церкви пусть возьмут два малых колокола. Скажи им также: пусть соберут сирых и убогих и с иконой Успения Богородицы во главе и колоколами, Крестным ходом идут в верх Язьцы речки на Гарь между речек Тюшем и Язьвою на луговину. И поставят там крест, а затем и часовню пусть сложат из брёвен в один день. Прийдёт время и на месте том церковь построят, и монастырь возведут для братолюбного моления иноков.
И скажи священникам и мирским людям, чтобы они ходили туда Крестным ходом и молебны у часовни совершали трижды в лето: во-первых в праздник Вознесения Господня; во-вторых, на праздник Успения; в-третьих, в 16 день, на праздник Нерукотворного Образа Христова».
Родион постоял в изумлении, пришёл немного в себя и пошёл в сторону своей деревни, непрестанно думая о произошедшем и встрече с Пресвятой Богородицей.
Сокращая путь, он сошёл с просеки волока в лес. Сделал несколько шагов и, зацепившись ногой за обрубок бревна – колоду, упал наземь, ободрав руку в кровь об сухие ветки. Родион выругался матерной бранью с досады и от боли. В тот же миг раздался страшный шум и резкий порыв ураганного ветра подкинул крестьянина вверх и с невидимой силой ударил о землю. Родион потерял сознание и двое суток лежал без памяти на сырой земле.
Как только пришёл он в себя, побежал, что было сил, в село Рождественское.
В церкви Святые врата были раскрыты и народ ещё не разошёлся по домам. Родион сбивчиво, но подробно рассказал всем присутствующим в церкви и клиру с батюшкой о том, что произошло с ним в лесу.
Родион Новиков был не последним крестьянином в деревне. Он слыл среди своих односельчан нарочитым, разумным мужиком, к его словам всегда относились с доверием. И сейчас прихожане поверили ему и устрашились гнева Божьего по грехам своим.
Не откладывая, отыскали указанный Богородицей забытый всеми образ Успения Её в углу трапезной, взяли названные Ею колокола и, во главе с батюшкой и клиром, понесли сей образ Крестным ходом в верх Язьцы речки через Гарь между речек Тюшем и Язьвою, на луговину. С пением псалмов и молитв шли с плачем выкрикивая: «Господи помилуй!», «Пресвятая Богородица – спаси нас!».
Среди раздолья чистого, лугового, на красивом и видном месте установили Крест. В один день срубили часовню-обыденьку. В часовню установили образ Успения Божьей Матери, помолились Ей и разошлись за полночь, славя Богородицу, по своим весям радостные и притихшие.
Однажды икона «заплакала». Священники решили, что она просит вернуть её на прежнее место, в Рождественское и сделали как она просила. Но на следующий день образ Успения оказался на прежнем месте. Церковная история повествует о том, как икона Успения стала чудотворной и несколько раз чудным образом переносилась из часовни на место явления Пресвятой Богородицы крестьянину Родиону Новикову. Вскоре здесь забил целебный источник.
24 июня 1686 года архиепископ Вятский и Великопермский Иона повелел устроить Верх-Язьвенский Успенский мужской монастырь.
Так возникла Обвинская обитель. Украшением её был взметнувшийся ввысь на 14 метров каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1706 году, а духовной святыней – чудотворный образ Её Успения.
В праздничные и воскресные дни люди стекались сюда из дальних и ближних сёл и деревень, чтобы помолиться пред чудотворным образом Богородицы, ощутить благодать святых источников обители, очиститься покаянием.
В Санкт-Петербургском Синодальном архиве упоминается о том, что с Обвинской иконой Успения обходили Соликамск, Пермь и Обвинск. Икона была чудотворной.
Информация официального сайта Пермской митрополии