“И дым Отечества нам сладок и приятен”
Горе и скорбь дали силы для жизни!
Первое, что поразило нас на белорусской земле это — чистота! Она присутствует не только в столице — Минске, но и в небольших посёлках, которые здесь называют агрогородками, и по пути к ним! Почему они, примерно 9 миллионов 156 тысяч жителей Белоруссии, могут жить так чисто? Ответ пришёл сам собой, быстро и нам давно он известен: “Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят”.
О том, как там убирают, мы узнали случайно во время экскурсии в парк национальных ремёсел “Дудутки” под Минском. Пожилая женщина, отвечающая за угощение свежеиспеченным хлебом с маслом, сырами, чаем на травах, рассказала, что она выходит из дома на работу в 5 часов утра и встречает дворников, которые уже возвращаются с работы…
Разнообразие клумб, цветочных горшков на улицах, тротуарах с побеленными бордюрами и “юбочками” у деревьев делают картинку местной жизни очень уютной, радостной и комфортной. Как сказал в своей проповеди отец Ежи из паломнического центра в Трокели: “Надо сначала сделать свою жизнь комфортной и удобной и уже потом можно делиться с остальными”. Конечно, ведь дать что-то можно, если, у тебя самого что-то есть!
Я подумала, что как правильно они, местные жители, прибрали и восстановили то, что у них уже было — великолепен Минск со своей старой исторической частью, которая поражает размахом проспектов и площадей в обрамлении домов ещё сталинской постройки, отштукатуренных в благородные пастельные тоны, словно бисквиты торта: всех оттенков коричневого, серого и терракотового. Новостройки столицы не кичливы, а сдержанны — во всём чувствуется мера, достоинство.
То же самое можно сказать и про небольшие населённые пункты, например город Несвиж. Здесь около 16 тысяч жителей, очень уютно и чисто, есть цветочная композиция с названием города, разнообразные лавочки и скамейки, литые урны! Говоря о домах, отмечу — они в полном порядке! Строения конца прошлого века отличают торцевые части, украшенные объёмными картинами-плакатами, нередко на них очень крупно написаны номера домов.
Если помнить, что наше пребывание на Земле временно, то, конечно, имеет смысл сделать всё, чтобы оно было удобно, красиво и аккуратно.
Мы пробыли в Минске три дня. Следующим пунктом программы паломничества был город Гродно. В маршрут следования был включен мемориал Хатынь. Именно здесь ликование от внешней красоты Белоруссии обрело, по-моему, глубинный смысл. Современный, очень достойный комплекс памяти о погибших жителях Белоруссии в годы Великой Отечественной войны дал ответ на вопрос: “Почему они могут так красиво и достойно жить?” Молодой экскурсовод, как и все, кто нас сопровождал в музеях, очень эмоционально рассказывал о трагедии истреблённых белорусских деревень, о том, что сегодня установлено: каждый третий белорус погиб в годы войны и о том, что горе и скорбь должны дать силы для жизни..!
Уже позже мы посетили с молитвой Стоневичи — место массового расстрела евреев (здесь погибло более 2,5 тысяч человек и это одно из трёх мест, о которых мы слышали в ходе паломничества), Брестскую крепость. Белорусы выстрадали и заново отстроили свою красивую жизнь, сохранив былое основание. Говоря о татарах, евреях, они не вспоминают анекдоты про людей этой национальности, а рассказывают, что татары это — прирождённые огородники (один из центральных районов Минска называют Татарскими огородами, подчёркивая, как в прошлом татары кормили горожан хорошими урожаями со своих огородов). Говоря о евреях, показывают пронзительно-горький памятник жертвам массовых убийств людей этой национальности и отмечают, что евреи — лучшие врачи, портные и парикмахеры. Мы видели мечеть в Минске и синагогу в Гродно, которые являются гордостью местных жителей!
Они — очень сентиментальны. Я уже сказала, что экскурсоводы — эмоциональны, мы видели слезы на глазах девушки, которая проводила нам экскурсию по Брестской крепости и, конечно, говорила про подвиг Петра Гаврилова, который остался в одиночестве в обороне и после взятия крепости немцами, попал в плен и был освобождён только после войны. Как он приезжал сюда и был похоронен, согласно своей воле, в Бресте. Его скульптурное изваяние не может оставить равнодушным.
Белорусы свои эмоции выразили и в других монументах: например, памятник матерям погибших воинам и плачущий ангел на Острове слёз в Минске, памятник четырём конфессиям в посёлке Ивья!!!
В паломничестве по Беларуси, как сейчас называют эту страну, мы пробыли 8 дней (4 дня заняла дорога в оба конца поездом) и удивились радушию, открытости местных жителей. Администратор гостиницы в Гродно поделилась, что город стал широко открыт для туристов только после пандемии 2020 года, поэтому не стоит опасаться мелких краж. Также я заметила, как в уличном кафе Минска люди оставляли плату за еду и уходили, не беспокоясь, что деньги кто-то стянет до прихода официанта. Тем более в церквях, свечи, например, лежат в свободном доступе с указанием их цены, либо просто их можно взять, положив денежку по-своему усмотрению.
Как будто Белоруссия ближе к Небесам Бога
В программе нашего паломничества каждый день была Святая Месса. И первое богослужение прошло в агрогородке Богушевичи, где проживают около 400 человек, и здесь расположен величественный Костёл Божьего Тела 1854 года постройки, который посещают 6 прихожан! Мы побывали, думаю, более чем в 20 католических и православных храмах. И поразительно, что все они (за редким исключением — в Бресте приход Святого Иосифа это здание 21 века) имеют вековые истории и прекрасный внешний вид!!! Кафедральные соборы в Минске, Гродно и Пинске с богатым художественным внутренним убранством ясно давали понять: вот здесь уже сейчас живёт Царствие Небесное. Если добавить, что сквозь окна куполов и витражей в церкви “заглядывало” облачное небо, то картину действительно райской жизни можно примерно представить — она буквально перед глазами!
Во время паломничества мы видели больше пронзительно светло-голубые облачные небеса, нежели хмурые, дождливые, и создалось впечатление, что Белоруссия — как-то повыше своим небом ко Господу.
Поражает большое количество чудотворных икон здесь: в посёлке Мир в православной церкви — Почаевский образ Божьей Матери, в Будславе — икона Божьей Матери, подаренная Папой Римским Климентом VIII, в паломническом центре в Трокели — икона Божьей Матери Трокельской, в Гродно — икона Божьей Матери! И это только в западной части Белоруссии! Отмечу и необычную картину — Альфреда Ромера “Пинская Мадонна”: Дева Мария изображена с темными волосами и с чёлкой!
Увиденные нами чудотворные образы имеют киоты, в которых хранятся пожертвованные людьми украшения — в дар за исцеление от болезни, помощь в тяжёлой ситуации или эти драгоценности просто висят под иконой.
Наличие здесь большого количества старых церквей (некоторые из них не закрывались из-за войн) и чудотворных икон свидетельствуют о глубокой вере местных жителей, их плодотворном диалоге с Богом и святыми, дающих такую благостную атмосферу в церкви и вокруг неё. Также поразительно, что во многих католических церквях установлены органы, которые звучали во время наших Святых Месс. Я думаю, что именно они дарят музыку Небес или Жизни Вечной, в которые веришь или просто, наверное, мелодии органа созвучны диалогу с Богом.
Ветреная, но верная
Белоруссию называют страной ветров. На своём пути мы встретили ветрогенераторы.
Местные жители любят картофель: в качестве гарниров в подавляющем большинстве случаев мы получали отварной картофель или драники. В магазинах есть недорогие местные чипсы под названием “Бульба” (их можно купить также в Березниках в магазинах “Фикс-прайс”). В Ботаническом саду Минска (третий по размеру в Европе) в киоске мы встретили жареный картофель на палочках (как шашлыки). А в ходе экскурсии по Минску узнали, что белорусы вывели 60 сортов картофеля!
В стране — культ спорта! Рядом с Домом правительства — здание Олимпийского комитета, Академии гребли, Футбольный манеж, Минская арена, Университет физкультуры и спорта. Мы заметили, что среди торговых центров и продуктовых магазинов не встретишь алкогольных точек, таких как у нас “Красное&Белое” или “Бристоль”. Спорт и “не подвижничество” алкоголю делают существенный вклад в общую благостную картину местной жизни.
По пути нам встретились также щиты с социальной рекламой “Берегите лес, не сорите” и “Бывших детей не бывает. Заплатите алименты”. Много растяжек о героях Великой Отечественной войны! Эта очень подкупает. Как и сохранившиеся в Белоруссии киоски на остановках общественного транспорта (как раньше в СССР — “Союзпечать»), где можно купить газеты, журналы, ручки и билеты на автобус/троллейбус. Как и информация гида, что Белоруссия имеет хорошую инженерную школу, и раньше её называли сборочным цехом СССР…
Нет ничего плохого в том, чтобы иметь ностальгию по тому хорошему, что было в СССР. Так приятно вновь хоть немного очутиться в старом добром прошлом. Наш “аксакал” Нина Ивановна Каргаполова, с 1972 года работавшая на “Азоте”, последние годы — в ДК Ленина администратором, находясь уже в почтенном возрасте — 89 лет, ещё до поездки сказала, что была в Белоруссии 2 раза и это — самая привлекательная республика бывшего СССР, в которых она также побывала.
Так умилительно было видеть вывески на белорусском языке: “Дыскаунтер Грошык” (магазин распродаж “Грошик”), рестораны народной кухни “Васiлькi”в Минске (цветок Василёк — символ Белоруссии, как и аист, и зубр).
У людей здесь не такие большие зарплаты и пенсии, как в России, не все молодые люди хотят идти работать на заводы или в сельское хозяйство. Но агропром выглядит здесь очень привлекательно: теплые пшеничные поля, сменяющиеся кукурузными и свекольными, аккуратные скирды и бодро движущиеся комбайны, милые домики с заборчиками в агрогородках. Знаменитые торговые марки “Коммунарка” (кондитерская фабрика), “Рогачевский молочный комбинат” (сгущёнка, кофе с молоком в банках), “Савушкин” (йогурты, творожки), “Матиас” (селёдка), “Бобруйский зефир”, Оршанские изделия из льна — “И дым Отечества нам сладок и приятен”…
Ещё один интересный факт, который я узнала уже здесь в Березниках. У нашей соседки, молодой женщины, тётя пенсионного возраста много лет живёт в Пинске. И вот она, будучи в Березниках, удивилась, что днём в городе много людей на улицах. Оказывается, у них считается: выйти на улицу в рабочее время, если ты не на службе, это проявление неуважения к тем, кто трудится! Действительно, я вспомнила, что мы мало встречали людей днём на улицах Минска, Гродно, Бреста, Пинска, вот вечером — да, видели.
Эта паломническая поездка также стала знаковой для всего нашего прихода — в кафедральном соборе Минска мы встретились с архиепископом-митрополитом Минско-Могилевским Тадеушем Кондрусевичем, который освящал березниковскую католическую церковь 20 лет назад. Тогда он был архиепископом Московским! А сейчас он отмечает 30-летие своего епископата!
Возвращаясь к эпиграфу статьи, хочу отметить, что, конечно, радость и ликование для верующего человека — знание о жизни вечной, о которой сказано в Символе Веры, одинаковом в Католической и Православной Церквях. И помня о том, как Серафим Саровский приветствовал каждого человека: “Радость моя, Христос воскрес!”, хочется поделиться с читателями радостью знакомства с Белоруссией, их опытом трансформации горя, скорби и людской жертвы в мир и радость и надеждой на скорейшее Второе Пришествие Иисуса Христа.
Елена Гизатуллина
Фотографии автора, Натальи Балдиной, Елены Сильченковой, Эллы Бакаевой