Фрау Вехтер — само достоинство
Мы искали эту публикацию накануне 20-летия освящения нашей церкви, в июне этого года. А нашли только сейчас. Поэтому с удовольствием публикуем статью о Евгении Михайловне Вехтер, одной из наших бабушек, которые пронесли молитву сквозь годы, одной из 10 человек, ставших учредителями прихода «Мария — Царица Мира».
«Новая газета — 1» от 30.08.2006
В этом году ей исполнилось 93 года. Каждое утро, ещё не позавтракав, она выходит во двор, посмотреть на клумбы с флоксами, которые когда-то заботливо устроила под окнами своей квартиры. Каждое воскресное утро к 9 часам она едет в католический храм на мессу. Молится на родном немецком языке, поёт славящие Бога, Иисуса и Богоматерь песни. Если бы службы на немецком языке были каждый день, то она их точно бы посещала.
Каждый вечер перед сном она читает католическую молитву Розарий. На стенах её милой спальни — образы Иисуса и Девы Марии, а в памяти, как два года назад (в 2004 году — прим. автора)здесь ночевали два священника из Германии, что приезжали на открытие католического храма. Это Евгения Михайловна Вехтер, «Ойгения», как ласково называет её отец Эрих Мария Финк, «Ома», как называют её внуки.
Она смогла пронести простоту, человечность и достоинство через все тяготы своей жизни. В 30-е годы в родной деревне в Симферопольском крае её семью раскулачили, в начале войны, разлучив с мужем, отправили в Березники. Евгения попала в бараки на Ждановских полях. Работала на стройке: копала, таскала кирпичи. «Хлеб давали по карточкам, мы его продавали, чтобы были деньги на еду в столовой», — вспоминает Евгения Михайловна. Ещё она помнит жуткие морозы.
По ночам, лёжа на нарах в бараке, она молилась. Всегда молилась. Крестили её ещё в детстве, она помнит, как с 14 лет пела в церковном хоре. Молитву пронесла сквозь все годы. Уже после войны наша героиня вместе с другими немками тайно молилась у Розы и Магдалены Тумбах.
Бог дал ей силы пережить смерть близких людей. Первый муж-трудармеец погиб в годы войны в Челябинске, когда и как — ей неизвестно, потому что они не имели право на переписку. В сталинской мясорубке погибли и отец, и трое братьев Евгении Михайловны. С мамой она смогла встретиться уже после войны, когда той разрешили переехать к дочери из Казахстана.
Бог дал ей второго мужа — Евгения Оттовича Вехтера, сына Петю. Всю жизнь она работала, была помощником слесаря на магниевом и азотном заводе, грузила песок на кирпичном. Лишь в 1972 году семья Вехтер переехала из барачной комнаты в свою собственную квартиру, в которой Евгения Михайловна живёт до сих пор, теперь с семьёй внучки.
Она ни на что не жалуется, благодарит Бога, что сохранил ей разум. Собирается и в этом году копать картошку в огороде сына! Она сама до сих пор печёт «кухен» (в переводе с немецкого языка — пирог), выходит 5-6 пирогов и для семьи, и для знакомых. «Когда я работаю, то чувствую себя лучше», — говорит эта достойная, одна из тысяч выживших советских немцев.
Лена Гизатуллина
Посткриптум. Евгения Михайловна Вехтер отошла ко Господу 18 июня 2010 года в возрасте 97 лет! Сегодня её внучка Ольга Коновалова является прихожанкой нашей церкви. Она участвовала в театрализованной сценке к 20-летию освящения храма, играя свою бабушку.